- Обзор
- Характеристики
- Отзывы (0)
Предисловие
В мире, где образование и интеллектуальное развитие играют всё более значимую роль, становится всё более важным наличие крепкой ментальной подготовки и культуры мышления. Воспитание умственных способностей и регулярное использование ума стали необходимыми условиями для успешного выживания в современном мире. Поэтому книга "Культура мысли" или "Практическая ментальная подготовка", которая предлагает читателям системную методику развития мышления, является актуальной и полезной для каждого, кому не безразлично своё интеллектуальное развитие и успехи в жизни.
Автор книги, используя богатый опыт и знания в области когнитивной психологии, представляет читателям теоретические основы для понимания процессов мышления и предлагает множество уникальных и эффективных упражнений и методик, которые позволяют улучшить концентрацию, память, внимание и креативность. Кроме того, книга позволяет читателю лучше понимать самого себя и совершенствовать свои навыки мышления, что положительно скажется на работе, учёбе и личной жизни.
Независимо от того, являетесь ли вы школьником, студентом, профессионалом или просто человеком, желающим развивать свой ум и мышление, эту книгу вы найдёте чрезвычайно полезной и важной в своей жизни. "Культура мысли" или "Практическая ментальная подготовка" - это незаменимое руководство для всех, кто стремится стать менее поверхностным мыслителем и развить свой ум до глубокого, творческого и аналитического мышления.
С нарастающим к Вам уважением, Михаил Титов, Казань, 03.05.2023
Глава I. Сила мысли
В других книгах этой серии мы рассматривали операции человеческого разума, известные как воля, память и т.д. Теперь мы переходим к рассмотрению тех видов умственной деятельности, которые связаны с феноменом мысли - тех видов деятельности, о которых мы обычно говорим как о работе интеллекта или разума.
Что такое мысль? Ответ на этот вопрос не так прост, хотя мы пользуемся этим термином почти каждый час нашего бодрствования. Словари определяют термин "мысль" следующим образом: "Акт мышления; применение разума любым способом, кроме ощущения и восприятия; серьёзное рассмотрение; обдумывание; размышление; сила или способность мыслить; умственные способности разума и т.д.". Это заставляет нас вернуться к термину "думать", который определяется следующим образом: "Занимать ум каким-либо предметом; иметь идеи; вращать идеи в уме; мыслить; рассуждать; осуществлять силу мысли; иметь последовательность идей или ментальных состояний; выполнять любую ментальную операцию, будь то понимание, суждение или озарение; судить; формировать вывод, определять; и т.д.".
Мысль - это деятельность интеллекта. Интеллект - это: "та способность человеческой души или разума, посредством которой он получает или постигает идеи, сообщаемые ему органами чувств, восприятием или другими средствами, в отличие от способности чувствовать и делать; способность или умение воспринимать объекты в их отношениях; способность судить и постигать; также способность к высшим формам знания в отличие от способности воспринимать и воображать".
Когда мы говорим, что мы "думаем", мы имеем в виду, что мы используем способности, с помощью которых мы сравниваем и противопоставляем одни вещи другим, наблюдая и отмечая их различия и согласия, а затем классифицируем их в соответствии с этими наблюдаемыми соглашениями и различиями. В мышлении мы склонны классифицировать множество впечатлений, получаемых из внешнего мира, упорядочивая тысячи объектов в один общий класс, а другие тысячи - в другие общие классы, а затем подразделяя эти классы, пока, наконец, не найдём мысленные ячейки для каждой мыслимой идеи или впечатления. Затем мы начинаем делать выводы и умозаключения относительно этих идей или впечатлений, работая от известного к неизвестному, от частностей к общим чертам или от общих черт к частностям, в зависимости от обстоятельств.
Именно эта способность или сила мышления - использование интеллекта - привела человека к его нынешнему высокому положению в мире живых существ. На заре своей жизни человек был гораздо более слабым животным, чем те, с кем он вступал в контакт. Тигры, львы, медведи, мамонты и другие свирепые звери были намного сильнее, яростнее и проворнее человека, и он был поставлен в положение, настолько лишённое очевидных равных шансов на выживание, что всякий наблюдатель мог бы с уверенностью утверждать, что это слабое, немощное, медлительное животное должно вскоре непременно погибнуть в борьбе за существование, и что "выживание сильнейших" вскоре приведёт к его исчезновению с арены мировой деятельности. И так бы и случилось, если бы он не обладал никаким другим приспособлением, кроме тех, что есть у других животных, а именно: силой, природным оружием и скоростью. И все же человек не только выжил, несмотря на эти недостатки, но и завоевал, овладел и поработил других животных, которые, казалось бы, должны были привести к его гибели. Но почему? И каким образом?
Это слабое животное, называемое человеком, обладало элементами новой силы - силы, которая в незначительной степени проявлялась у других животных. Он обладал интеллектом, который позволял ему делать выводы, сравнения, умозаключения.
Отсутствие естественного оружия он преодолел, позаимствовав идею зубов и когтей других животных, имитируя их в кремне и превращая в копья; позаимствовав хобот слона и лапу тигра и воспроизведя их поражающие качества в своей деревянной дубине. Мало того, он брал уроки у эластичных сучьев и ветвей деревьев и скопировал этот принцип в своём луке, чтобы создать его миниатюрное копье - стрелу. Он укрыл себя, свою вторую половинку и своё потомство от ярости бури сначала в пещерах, а затем в грубых домах, построенных в труднодоступных местах, куда можно было добраться только с помощью примитивных лестниц, мостов или приставных столбов. Он строил двери в своих жилищах, чтобы защититься от нападений этих диких врагов, он заваливал камнями вход в свои пещеры, чтобы не допустить проникновения. Он ставил огромные валуны на скалы, чтобы обрушить их на приближающегося врага. Он научился метко бросать камни с помощью своих сильных рук. Он повторил плавающее бревно и построил свои первые неказистые плоты, а затем создал выдолбленное каноэ. Он использовал шкуры животных, чтобы согреться, их сухожилия для тетивы. Он познал преимущества сотрудничества и совместных усилий и таким образом сформировал первые зачатки общества и социальной жизни. И, наконец, первое великое открытие человека - он научился добывать огонь.
Как сказал один писатель: "В течение нескольких сотен лет на общем плане самосознания совершалось восхождение, на человеческий взгляд постепенное, но с точки зрения космической эволюции стремительное. В расе крупномозглых, прямоходящих, стадных, свирепых, но царей всех других животных, людей по внешности, но не по сути, из высшего простого сознания родилась основная человеческая способность, самосознание и его близнец, язык. Из них и из того, что им сопутствовало, через страдания, труд и войну, через зверство, дикость, варварство, через рабство, жадность, усилия, через бесконечные завоевания, через ошеломляющие поражения, через бесконечную схватку, через века бесцельного полузвериного существования, через пропитание ягодами и кореньями; через использование случайно найденного камня или палки; через жизнь в глухих лесах, с орехами и семенами, и на берегах вод с моллюсками, ракообразными и рыбой в качестве пищи; через величайшую, возможно, из человеческих побед, приручение и подчинение огня; через изобретение и создание лука и стрел; через обучение животных и приучение их к труду; через долгое обучение, которое привело к возделыванию почвы; через саманный кирпич и строительство домов из него; через выплавку металлов и медленное рождение искусств, которые на них основываются; через медленное создание алфавитов и эволюцию письменности; короче говоря, через тысячи веков человеческой жизни, человеческого стремления, человеческого роста, через медленное создание алфавита и эволюцию письменности; короче говоря, через тысячи веков человеческой жизни, человеческого стремления, человеческого роста, возник мир мужчин и женщин, каким он предстаёт перед нами и внутри нас сегодня со всеми своими достижениями и владениями".
Большое различие между мышлением, каким оно представлено у человека, и его формами у низших животных заключается в том, что психологи называют "прогрессивным мышлением". Животные мало продвинулись в своих мыслительных процессах, но довольствуются тем, что было у их предков - их мышление, кажется, установилось или кристаллизовалось в процессе их эволюции. Птицы, млекопитающие и насекомые мало чем отличаются в своих мыслительных процессах от своих предков, живших много тысяч лет назад. Они строят свои гнёзда, или норы, почти точно таким же образом, как и их предки в каменном веке. Но человек медленно, но неуклонно прогрессировал, несмотря на временные неудачи и провалы. Он стремился к прогрессу и совершенствованию. Те племена, которые отстали в умственном развитии и прогрессе, остались позади в расе и во многих случаях вымерли. Великий естественный закон "выживания сильнейших" неуклонно действовал в жизни расы. Самыми приспособленными" были те, кто лучше других мог преодолевать препятствия окружающей среды, и эти препятствия лучше всего преодолевались с помощью интеллекта. Те племена и те люди, чей интеллект был активен, как правило, выживали там, где другие погибали, и, следовательно, они могли передавать свои интеллектуальные качества своим потомкам.
Халлек говорит:
"Природа постоянно использует свою силу, чтобы уничтожить бездумных людей или искалечить их в жизненной гонке. Она решила, что выживут только сильнейшие и потомки сильнейших. Под "сильнейшими" она подразумевает тех, кто думает, и тех, чьи предки думали и извлекали из этого выгоду. Геологи рассказывают, что много веков назад в Англии жили медведи, тигры, слоны, львы и многие другие сильные и свирепые животные. Одновременно с ними жило гораздо более слабое животное, у которого не было ни когтей, ни силы, ни скорости тигра. По сути, это человеческое существо было абсолютно беззащитным. Если бы существо с другой планеты попросили предсказать, оно, несомненно, сказало бы, что это беспомощное животное будет истреблено первым. И всё же каждое из этих свирепых созданий погибло либо от перемены климата, либо от меньшей силы человека. Причина заключалась в том, что у человека был один ресурс, которого не было у животных, - сила прогрессивного мышления. Суша опускалась, море отрезало Англию от материка, климат менялся, и даже самые сильные животные были беспомощны. Но человек менял свою одежду в зависимости от меняющегося климата. Он разводил костры; строил убежища, чтобы уберечься от смерти от холода. Он придумал, как убить или подчинить себе самых сильных животных. Если бы львы, тигры или медведи обладали силой прогрессивного мышления, они могли бы объединиться, и им удалось бы истребить человека до того, как он достигнет цивилизованной стадии. Человек больше не спит в пещерах. Дым больше не заполняет его жилище и не проникает наружу через щели в стенах или дыру в крыше. В путешествиях он больше не ограничен своими ногами или даже лошадьми. Всем этим усовершенствованием человек обязан мысли. Она запрягла сами вибрации эфира, чтобы они исполняли его волю".
Таким образом, мы видим, что своим нынешним положением на Земле человек обязан Культуре Мысли. И, конечно, нам следует внимательно рассмотреть и изучить методы и процессы, с помощью которых каждый человек может культивировать и развивать чудесные способности ума, задействованные в процессах Мышления. Способности ума, как и мышцы тела, можно развивать, тренировать и культивировать. Процесс такого умственного развития называется "Культурой Мысли" и является предметом этой книги.
Глава II. Природа мысли
Раньше считалось необходимым, чтобы все книги о мышлении начинались с изложения метафизических концепций о природе и "тонкости" разума. Студента проводили через многие страницы и бесконечные рассуждения о метафизических теориях происхождения и внутренней природы разума, которые, не давая возможности установить в его сознании фиксированное и определённое объяснение, скорее приводили его в замешательство и давали ему понять, что психология - это спекулятивная наука, не имеющая твёрдой практической основы, которой обладают другие отрасли науки. В итоге, говоря словами старого Омара, он "вышел в ту же дверь, в которую вошёл".
Но в последние годы эта тенденция была преодолена, и авторы, пишущие на эту тему, проходят мимо всех метафизических концепций относительно природы разума и обычно начинают с того, что сразу погружаются в настоящее дело психологии - практическое изучение механизма и деятельности самого разума. Как сказал один писатель, психология не больше озабочена решением вечной загадки "Что такое разум?", чем физика - загадкой-близнецом "Что такое материя?". Обе загадки и ответы на них относятся к совершенно иным отраслям и областям мысли, чем те, которые занимаются законами действия и принципами деятельности. Как говорит Халлек: "Психология изучает явления разума, так же как физика исследует явления материи". И, подобно тому, как наука физика остаётся верной, несмотря на различные и меняющиеся представления о природе материи, так и наука психология остаётся верной, несмотря на различные и меняющиеся представления о природе разума.
Халлек хорошо сказал:
"Если материалист будет считать, что разум - это не что иное, как мозг, и что мозг - это огромное скопление молекулярных овец, пасущихся вместе различными способами, его гипотеза не изменит того факта, что ощущение должно предшествовать восприятию, памяти и мысли; не изменятся законы ассоциации идей, не перестанет действовать тот факт, что интерес и повторение помогают памяти. Человек, считающий, что его разум - это набор маленьких клеток, будет мечтать, воображать, думать и чувствовать; то же самое будет и с тем, кто считает свой разум нематериальным. Очень удачно, что одни и те же психические явления происходят независимо от того, какая теория принимается. Те, кто хочет изучить загадку о том, чем на самом деле являются разум и материя, должны обратиться к метафизике. Если мы когда-нибудь обнаружим, что соль, мышьяк и всё остальное - это одно и то же вещество с разным расположением молекул, мы всё равно не должны использовать их как взаимозаменяемые".
Для целей изучения практической психологии мы можем с таким же успехом отбросить, хотя бы на время, наши любимые метафизические концепции и вести себя так, как если бы мы ничего не знали о сущностной природе разума (а ведь наука действительно не знает), и ограничиться явлениями и проявлениями разума, что, в конце концов, является единственным способом, которым и посредством которого мы можем узнать о нём хоть что-нибудь. Как говорит Брукс: "Ум может быть определён только по его деятельности и проявлениям. Поэтому для того, чтобы получить определение разума, мы должны наблюдать и определять различные формы его активности. Эти виды деятельности, классифицированные по нескольким общим признакам и отнесённые к невидимому нечто, которое их проявляет, дадут нам определение разума".
Акт сознания определяет существование разума в человеке, переживающем его. Никто не может сознавать мысль и в то же время отрицать существование разума в себе. Ибо сам акт отрицания, сам по себе, является проявлением мысли и, следовательно, утверждением существования разума. Можно утверждать аксиому: "Я мыслю, следовательно, у меня есть разум"; но ей отказано в привилегии утверждать: "Я мыслю, следовательно, у меня нет разума". Разум обладает конечным и окончательным знанием о своём существовании.
Более старая точка зрения на разум заключается в том, что он является чем-то более высоким, чем материя, которую он использует для своего проявления. Считалось, что сам по себе он непознаваем и может быть изучен только через свои проявления. Предполагалось, что он каким-то образом вовлекается в материю и там проявляется в бесконечном множестве форм, степеней и вариаций. Материалистический взгляд, который стал известен в середине девятнадцатого века, наоборот, утверждал, что разум - это всего лишь деятельность или свойство материи - функция материи, сродни протяжённости и движению. Хаксли, озвучивая эту концепцию, сказал: "Мы не знаем ни одной мыслящей субстанции, кроме протяжённой материи. Рано или поздно мы придём к механическому эквиваленту сознания, так же как мы пришли к механическому эквиваленту тепла". Однако сам Хаксли впоследствии был вынужден признать следующее: "Каким образом нечто столь замечательное, как состояние сознания, возникает в результате раздражения нервной ткани, столь же необъяснимо, как и появление джинна, когда Аладдин потёр лампу".
Самые передовые авторитеты современности склоняются к мнению, что и материя, и разум являются различными аспектами одного фундаментального Нечто; или, как утверждают некоторые наиболее близкие к нам мыслители, оба они, вероятно, являются двумя внешне различными проявлениями или эманациями лежащего в основе Нечто, которое, как говорит Спенсер: "превосходит не только наш разум, но и наше воображение". Изучение философии и метафизики служит важной цели, показывая нам, как много мы не знаем, и почему мы не знаем - также показывая нам ошибочность многих вещей, которые, как мы думали, мы знаем - но когда дело доходит до того, чтобы сказать нам реальное "почему", действительную причину или существенную природу чего-либо, это в значительной степени разочаровывает тех, кто ищет фундаментальные истины и конечные причины. Гораздо удобнее "отказаться» от "Почему" и искать "Как"" - если мы можем.
Многие психологи классифицируют деятельность разума на три общих раздела: (1) мышление; (2) желание; (3) чувство. Эти разделения, которые являются результатом того, что известно как "трёхлогическая классификация", были впервые чётко сформулированы Уфамом, хотя Кант очень ясно говорил об этом. В течение многих лет до этого предпочтительным было разделение на две части, причём линия разделения проходила между познавательной, или знающей, деятельностью и когнитивной, или действующей деятельностью, обычно известной как Понимание и Воля, соответственно. Прошло много времени, прежде чем власти официально признали огромную область Чувств как самостоятельный класс, стоящий в одном ряду с Пониманием и Волей. Существуют определённые подразделы и оттенки, которые мы будем замечать по мере нашего продвижения, некоторые из них более или менее сложны и, кажется, переходят в другие. Студента предостерегают от представления о разуме как о вещи, имеющей несколько отсеков или отдельных подразделений. Классификация не указывает на это и предназначена только для удобства при анализе и изучении умственной деятельности и операций. Я", которое чувствует, думает и действует - это одна и та же единая сущность.
Как хорошо сказал Брукс: "Ум - это самосознательная деятельность, а не просто пассивность; это центр духовных сил, все они покоятся на фоне эго. Как центр сил, он связан с силами материальной и духовной вселенной, и эти силы воздействуют на него через его восприимчивость. Как духовная деятельность, он принимает впечатления, полученные от этих сил, обрабатывает их в органическом росте себя, преобразует их в сознательное знание и использует эти продукты как средства для приведения в активность других сил и получения новых результатов. Стоя над природой и превосходя своё окружение, он, тем не менее, питается природой, можно сказать, преобразует материальные влияния в духовные факты, родственные его личной природе. Связанный с миром природы и, по-видимому, происходящий из него, он, тем не менее, возвышается над этим миром природы и, с венцом свободы на голове, управляет природой, повинуясь своей воле".
В этой книге, хотя мы полностью и безоговорочно признаем "трёхлогическую классификацию" деятельности Разума на разделы Мышления, Воления и Чувства, соответственно, тем не менее, для удобства мы будем использовать термин "Мышление" в его самом широком, всеобъемлющем и общем смысле, как: "сила или способность мыслить; ментальная способность; ум", а не в более узком и конкретном смысле как: "понимание или познавательная способность ума". Соответственно, мы будем включать культивирование умственной деятельности, известной как внимание, восприятие, воображение и т.д., вместе со строго когнитивными способностями, под общим термином "культура мышления".
Глава III. Фазы мышления
Мы видели, что разум - это то, что внутри нас, что думает, чувствует и желает. Существуют различные фазы этих трёх форм активности. Эти фазы часто называли "способностями ума", хотя многие авторитеты осуждают использование этого термина, считая, что он создаёт впечатление нескольких частей или подразделений ума, отдельных и отличных друг от друга, тогда как эти фазы - просто несколько сил или форм активности ума. Каждое проявление умственной деятельности подпадает под одну из трёх вышеупомянутых общих форм, т.е. мышление, чувство и желание, соответственно. Каждое проявление умственной деятельности является либо проявлением интеллекта, либо чувств, либо воли. Давайте рассмотрим первую из этих трёх общих форм психической деятельности - интеллект.
Интеллект определяется как: "Та способность или фаза человеческого разума, посредством которой он воспринимает или постигает идеи, сообщаемые ему органами чувств, восприятием или другими средствами, в отличие от способности чувствовать и воли; способность или умение воспринимать объекты в их отношениях; способность судить и постигать; также способность к высшим формам знания в отличие от способности воспринимать и воображать". Сам термин происходит от латинского термина intellectus, первичное значение которого - "выбирать между", и это первичное значение даёт истинное основное значение термина в его нынешнем употреблении, а именно: способность или фаза разума, с помощью которой мы "выбираем между" чем-либо или принимаем решение.
Эта стадия или способность интеллекта связана с мышлением, в конкретном и более узком смысле этого термина. Его продуктами являются мысли, ментальные образы и идеи. Идея или мысленный образ - это мысленное представление о чём-либо, как, например, наше представление, которое мы выражаем терминами: человек, животное, дом и т. д. Иногда слово идея используется для выражения просто абстрактной или обобщённой концепции, как, например, человек в смысле "все люди"; в то время как ментальный образ используется в смысле ментальной концепции кого-то или чего-то конкретного, например: определённый "человек"; считается, что нельзя иметь ментальный образ обобщения. Считается, что мысль - это ментальный продукт, возникающий в результате комбинации двух или более идей или ментальных образов, как, например: "лошадь - это животное", "человек - это двуногое" и т.д.
Считается, что интеллект включает в себя ряд мелких фаз или способностей, таких как восприятие, понимание, воображение, память, рассудок и интуиция, которые объясняются следующим образом:
Восприятие - это та способность разума, которая интерпретирует материал, представленный ему органами чувств. Это способность, благодаря которой мы получаем знания о внешнем мире, передаваемые нам по каналам чувств. Благодаря восприятию мы можем формировать идеи и мысленные образы, которые, в свою очередь, приводят к возникновению мыслей. Объекты, которые мы осознаём через восприятие, называются перцептами, которые образуют основу того, что мы называем концепциями, или идеями.
Понимание - это способность ума, с помощью которой мы можем разумно сравнивать объекты, представленные ему восприятием, и разделять их на части путём анализа или объединять в более крупные классы, или целые группы, путём синтеза. Он производит идеи, как абстрактные, так и общие; также понятия истин, законов, принципов, причин и т.д. Существует несколько подфаз понимания, которые известны как: Абстракция, Концепция или Обобщение, Суждение и Рассуждение, соответственно, которые объясняются следующим образом:
Абстракция - это способность ума, которая позволяет ему абстрагировать, или отвлекать, и рассматривать отдельно от объекта, определённое качество или свойство объекта, таким образом, делая из этого качества или свойства отдельный объект мысли, отличный от первоначального объекта. Таким образом, абстрактные идеи сладости, цвета, твёрдости, мужества, красоты и т.д., которые мы абстрагировали или отвлекли от их первоначальных ассоциаций, либо для того, чтобы убрать их из поля зрения и рассмотрения, либо для того, чтобы рассматривать и размышлять о них. Никто никогда не пробовал "сладость", хотя мог пробовать сладкие продукты; никто никогда не видел "красный цвет", хотя мог видеть красные вещи; никто никогда не видел, не слышал, не пробовал и не чувствовал "мужество" в другом, хотя мог видеть мужественных людей. Абстрактные идеи - это просто мысленное представление о качествах или свойствах, отделённых от связанных с ними объектов путём абстракции.
Концепция или обобщение - это способность разума, с помощью которой он формирует и объединяет несколько конкретных идей в виде общей идеи. С помощью процессов концепции мы формируем классы или обобщения из конкретных идей, возникающих в результате нашего восприятия. Сначала мы воспринимаем вещи, затем сравниваем их друг с другом, абстрагируем их особые качества, которые не являются общими для нескольких объектов, обобщаем их в соответствии с их сходством, а затем называем обобщённое понятие. В результате этих совместных процессов мы формируем концепцию, или общее представление о классе вещей, к которому принадлежат конкретные вещи. Таким образом, подвергнув этому процессу ряд коров, мы приходим к общему понятию "корова". Это общее понятие включает в себя все качества и свойства, общие для всех коров, опуская при этом те, которые не являются общими для класса. Или мы можем составить представление о Наполеоне Бонапарте, объединив несколько его качеств и свойств, и таким образом сформировать общее представление об этом человеке.
Суждение - это способность разума, с помощью которой мы определяем согласие или несогласие между двумя понятиями, идеями или объектами мысли, сравнивая их друг с другом. Из этого сравнения возникает суждение, которое выражается в форме логического предложения: "Лошадь - животное" или "Лошадь - не корова". Суждение также используется при формировании понятия, в первую очередь, потому что мы должны сравнивать качества, прежде чем сможем сформировать общее представление.
Рассуждение - это способность ума, с помощью которой мы сравниваем два суждения, одно с другим, и из сравнения выводим третье суждение. Это форма косвенного или опосредованного сравнения, тогда как суждение - форма непосредственного или прямого сравнения. Из этого процесса рассуждения вытекает результат, который выражается в том, что называется силлогизмом, как, например: "Все собаки - животные; Карло - собака; следовательно, Карло - животное". Или выраженный в символах: "А равно С; и В равно С;" следовательно, "А равно В". Рассуждения бывают двух видов или классов: индуктивные и дедуктивные, соответственно. Мы подробно объяснили эти формы рассуждений в другой книге этой серии.
Чувства - это ментальные способности, благодаря которым мы испытываем эмоции или ощущения. Чувства - это переживание приятной или неприятной природы наших ментальных состояний. Они могут быть определены только в своих терминах. Если мы никогда не испытывали чувства, мы не сможем понять слова, выражающие его. Чувства приводят к тому, что называется эмоцией, привязанностью и желанием. Эмоция - это простое чувство, такое как радость, печаль и т.д. Привязанность - это эмоция, направленная на другой и внешний объект, например, зависть, ревность, любовь и т.д. Желание - это эмоция, возникающая из-за потребности в каком-то недостающем качестве или предмете и стремления обладать им.
Память - это способность разума, благодаря которой мы сохраняем и воспроизводим или сознательно оживляем любой вид прошлого ментального опыта. Она имеет две подфазы: сохранение и воспоминание, соответственно. Она проявляется в хранении мысленных образов и идей, в воспроизведении их в более поздний период времени, а также в осознании их как объектов прошлого опыта.
Воображение - это способность ума, с помощью которой мы представляем (репрезентируем) в виде мысленного образа какую-либо ранее пережитую идею, концепцию или образ. Его деятельность тесно связана и смешана с деятельностью памяти. Она обладает не только способностью воспроизводить уже воспринятые объекты, но и способностью создавать идеальные образы, формируя новые комбинации из материалов прошлого опыта. Это способность, важность которой мало осознаётся большинством людей. Поскольку мысленный образ всегда должен предшествовать материальному проявлению, развитие воображения становится делом огромной важности и заслуживает самого пристального изучения.
Интуиция - это способность ума, благодаря которой он развивает то, что называют Первичными Истинами или Первичными Идеями. Под первичными идеями подразумеваются идеи пространства, времени, причины, тождества и т. д. Под Первичными Истинами подразумеваются так называемые "Самоочевидные Истины" геометрии, математики и логики. Под Интуицией также иногда подразумевается деятельность Подсознания или Сверхсознания ума, о которой мы подробно говорили в книге под таким названием в этой серии. Некоторые авторитеты придерживаются старой идеи "врождённых идей", под которой подразумевается, что каждый человек рождается со знанием определённых фундаментальных истин, не связанных с каким-либо опытом. Другие считают, что эти идеи являются просто результатом опыта расы, передаются нам как "зародышевые идеи", которые должны развиваться в процессе опыта и упражнений.
* * *
То, что каждая способность ума может быть укреплена и развита с помощью культуры и упражнений, сегодня признаётся почти всеми авторитетами, достойными этого имени. Подобно тому, как физические мышцы могут быть развиты с помощью соответствующих методов, так и умственные способности могут быть укреплены и развиты с помощью соответствующих методов и средств. Поскольку у большинства людей наблюдается недостаток в развитии одного или нескольких ведущих умственных способностей, становится очень важным и интересным, чтобы все ознакомились со средствами, с помощью которых можно исправить и устранить их недостатки. Теперь мы перейдём к рассмотрению культуры мышления в целом, а затем к подробному рассмотрению культуры каждого конкретного общего фактора.
Глава IV. Мысль-культура
Мысль-культура основана на двух общих научных фактах, которые можно изложить следующим образом:
I. Мозговые центры мышления могут быть развиты с помощью упражнений. Хотя мы не утверждаем, что мозг и разум идентичны, тем не менее, это научная истина, что "мозг - это орган разума" и что одним из первых условий хорошего разума является хороший мозг. Экспериментально доказано, что клетки мозга, участвующие в специальной умственной деятельности, увеличиваются пропорционально активному использованию специальных способностей, задействованных в умственной операции. Также было установлено, что неиспользование специальных способностей ума вызывает процесс, схожий с атрофией клеток мозга, участвующих в конкретной деятельности, так что после длительного периода неиспользования становится трудно ясно мыслить по этим конкретным линиям. Более того, известно, что воспитание и умственная культура ребёнка сопровождаются увеличением и развитием мозговых клеток, связанных с определёнными областями мышления, в которых ребёнок упражняется.
Существует тесная аналогия между упражнением мозговых клеток и упражнением мышц тела. И те и другие реагируют на разумные упражнения; и те и другие повреждаются от переутомления; и те и другие деградируют от неиспользования. Как говорит Брукс:
"Ум растёт за счёт присущей ему энергии. Умственные упражнения, таким образом, являются законом умственного развития. Как мышца становится сильной от использования, так и любая способность ума развивается от правильного использования и упражнения. Бездействующий ум, подобно неиспользуемой мышце, становится слабым и неумелым. Подвесьте руку в перевязи, и мышца станет дряблой и потеряет свою силу и сноровку; позвольте уму оставаться бездействующим, и он приобретёт умственную дряблость, которая не подходит для любой серьёзной или продолжительной деятельности. Бездействующий ум теряет свой тонус и силу, как неиспользуемая мышца; умственные силы ржавеют от безделья и бездействия. Чтобы развить способности ума и обеспечить их наивысшую активность и эффективность, необходимо постоянное и разумное упражнение этих способностей. Цель культуры - стимулировать и направлять деятельность ума".
Эксперименты, проведённые учёными на собаках, показали, что в случае собак, специально обученных необычной умственной деятельности, наблюдалось соответствующее увеличение количества активных мозговых клеток в определённых частях мозга, связанных с этой умственной деятельностью. Микроскопическое исследование тканей мозга показало наибольшую разницу между структурой мозга обученных собак и необученных собак того же выводка. Эксперименты проводились настолько тщательно, что можно было отличить собак, обученных одному набору действий, от собак, обученных другому. Биологи доказали правильность теории развития клеток мозга вне всяких сомнений, и обычный человеческий опыт также свидетельствует в её пользу.
Учитывая вышесказанное, становится ясно, что путём разумного упражнения и использования можно развить и культивировать любые и все способности ума, так же как и любую специальную мышцу тела. И это упражнение может происходить только при фактическом использовании самих способностей. Развитие должно идти изнутри, а не извне. Никакая система внешних стимулов не разовьёт способности ума - они могут быть развиты только путём упражнений в их личной конкретной области работы. Единственный способ развить какую-либо конкретную способность мыслить - это мыслить посредством этой способности.
II. Клетки мозга не только развиваются путём упражнений, но и, по-видимому, разум питается знаниями о внешнем мире. Сырой материал мысли попадает в ум и там переваривается мыслительными процессами, а затем фактически усваивается умом в манере, поразительно похожей на процессы питания физических органов. Чтобы ум был в наилучшем состоянии, он должен получать нормальное количество ментального питания. Лишённый этого, он становится слабым и неэффективным. И, кроме того, если его владелец - умственный обжора и даёт слишком много пищи, особенно богатой, возникает тенденция к "умственной диспепсии" и несварению желудка - ум, неспособный усвоить умственную пищу, которую ему дают, склонен бунтовать. Более того, если ум снабжается умственной пищей только одного вида - если ум ограничивается одним узким полем мысли - он слабеет, и умственные процессы становятся неполноценными. Во многих отношениях эта любопытная аналогия очевидна.
Ум не только нуждается в развитии, но и в разумном культивировании. Ибо он может быть развит как неправильными объектами мысли, так и правильными. На богатом поле могут вырасти как плевелы и сорняки, так и хорошее зерно или плоды. Культура мысли не должна ограничиваться развитием сильного и активного ума, она должна распространяться и на культивирование мудрого и разумного ума. Сила и мудрость должны сочетаться. Более того, необходимо стремиться к гармоничному и нормальному развитию. Одностороннее умственное развитие способно породить "чудака", а развитие в нездоровых умственных областях приведёт к появлению ненормального мыслителя, опасно приближающегося к черте безумия. Некоторые "однодумцы" обладают большой умственной силой и развитием, но, тем не менее, они неуравновешенны и непрактичны. А безумцы часто имеют сильно развитый ум, но развитый ненормально.
Некоторые авторитеты, придерживающиеся специальных теорий относительно природы разума, утверждают, что Культура Мышления - это просто тренировка способностей, а не создание новой ментальной силы, поскольку разум не может быть создан извне. Это любопытное сочетание истины и ошибки. Верно, что разум не может быть создан из внешнего материала, в смысле создания нового разума, но также верно, что в каждом разуме есть потенциал роста и развития. Как говорят, что будущий дуб находится в жёлуде, так и потенциал роста ума находится в каждом уме, ожидая питания извне и правильной культивации. Брукс хорошо выразил это следующим образом:
"Культура ума не является творческой по своему характеру; её цель - развить существующие возможности в реальность. Ум обладает врождёнными способностями, которые могут быть пробуждены к естественной деятельности. Задача культуры - помочь природе усовершенствовать данные ей силы. Никакая новая сила не может быть создана культурой; мы можем усилить активность этих сил, но не можем развить какую-либо новую деятельность. Благодаря этой деятельности могут возникнуть новые идеи и мысли, и сумма человеческих знаний увеличится; но это достигается высокой активностью естественных сил, которыми наделён разум, а не культурой новых сил. Глубокий философ использует те же способности, которые маленький ребёнок развивает в играх в детской. Цель культуры - пробудить силы, данные нам природой, к нормальной деятельности, стимулировать и направлять их в их раскрытии".
В связи с вышеупомянутым возражением можно сказать, что хотя развитие разума должно происходить изнутри, а не извне, тем не менее, чтобы развиваться, он должен получать питательный материал из внешнего мира. Как тело может расти изнутри только благодаря питанию извне, так и разум, развиваясь изнутри, нуждается в материале для мысли, который может прийти только извне. Мысль нуждается в "вещах", на которых она могла бы осуществлять свою деятельность и на которых она питалась бы. Без этих внешних объектов она не может упражняться и не может получать питание. Мысль состоит в восприятии, изучении и сравнении всего, и последующем построении новых комбинаций, расположений и синтезов. Поэтому воспринимающие способности наиболее необходимы для Мышления, а их культура наиболее необходима в общей работе Мышления-Культуры.
Не следует упускать из виду, что в Мысле-Культуре необходимо разнообразие упражнений и форм питания. То, что будет развивать одни способности, окажет лишь слабое влияние на другие. Каждому из них требуется свой особый вид упражнений - каждому свой особый вид умственного питания. И хотя верно, что ум в целом получает определённую пользу от упражнения любой из его частей, этот эффект имеет второстепенное значение. Человек, хорошо развитый умственно, развит в каждом аспекте, каждый по-своему. Способность восприятия требует объектов восприятия; способность воображения требует объектов воображения; способность рассуждения требует объектов рассуждения; и так далее, каждый из них требует объектов упражнения и питания своего рода в своём классе. У некоторых людей некоторые из этих способностей хорошо развиты, а другие - недостаточно. Из этого следует, что в таком случае сначала следует развивать слабые способности, чтобы довести их до общего стандарта. Затем, при желании, можно приступить к дальнейшему общему развитию. Более того, при общем развитии обнаружится, что некоторые способности будут реагировать на культивирование с большей готовностью, в то время как другие будут реагировать медленно. В таких случаях мудрость диктует, чтобы медленным и менее ответственным способностям давалось больше упражнений и питания, а более отзывчивым давалось лишь лёгкое развитие. В культуре мышления, как и в физической культуре, особое внимание следует уделять менее развитым и медленно реагирующим частям.
* * *
В следующих главах мы укажем на методы и упражнения, рассчитанные на развитие нескольких способностей ума с наибольшей пользой, в каждом случае давая общие советы по развитию конкретной способности, которые послужат общим руководством по её культуре. Студенту следует внимательно изучить всю работу, прежде чем он попытается специализироваться на развитии какого-либо конкретного качества. В конкретной работе может помочь знакомство со всей сферой Культуры Мышления, ибо многие качества перекликаются друг с другом в своей деятельности и всегда более или менее взаимозависимы. Ибо, следует помнить, что ум - это целое, а не просто совокупность многих частей. Чтобы понять части, нужно изучить целое, чтобы понять целое, нужно изучить части.
Конец бесплатного фрагмента книги. Если Вы хотите прочитать её полностью - купите её!
А далее вас ждёт:
Предисловие 6
Глава I. Сила мысли 7
Глава II. Природа мысли 13
Глава III. Фазы мышления 18
Глава IV. Мысль-культура 24
Глава V. Внимание 30
Глава VI. Восприятие 36
Глава VII. Представление 48
Глава VIII. Абстрагирование 54
Глава IX. Ассоциация идей 61
Глава X. Обобщение 69
Глава XI. Суждение 84
Глава XII. Производные суждения 90
Глава XIII. Расуждение 101
Глава XIV. Конструктивное воображение 116
Об авторе 128
О переводчике 138
Правила и учение Дома Камбо 140
Читайте другие книги автора 143