- Обзор
- Характеристики
- Отзывы (0)
- Оглавление
Об авторе
Хайрам Батлер - американский оккультист XIX века, наиболее известный (если вообще известный) по книге "Солнечная биология", основал Эзотерическое общество в Бостоне в конце 1880-х годов. Он бежал из Бостона в 1891 году после неясного спора с более известным Теософским обществом. Он оказался в Эпплгейте, Калифорния, небольшом городке на окраине Оберна в предгорьях Сьерры. Эзотерическое общество было основано на земле, купленной у Лиланда Стэнфорда в 1892 году, и Батлер с горсткой учеников жил там. Позже по юридическим причинам Обществу пришлось сменить название на Эзотерическое братство.
Сегодня Батлер практически неизвестен, но он оказал огромное влияние на популярную оккультную литературу в Америке, особенно на популярные книги Yogi Publication Society (YPS), автором которых был Йог Рамачарака, который, как известно, иногда цитировал Батлера.
Логическая структура данной работы
Факты в природе - это основа, из которой вырастают всё сознание и знания. Наука - это развитие этих фактов путём тщательного исследования и изучения. Откровение - это факты, полученные от внутреннего сознания - интуиции, которая связана с миром причин и познает разум, от которого она произошла, или от посланников (ангелов) от Бога.
Откровение, объединённое с наукой, даёт существенное основание для философии и теологии, которые являются надлежащим результатом науки и откровения.
Философия - это прикладная математика разума.
Предисловие
Наше оправдание тому, что мы предлагаем эту книгу миру в то время, когда книги стали наркотиком на рынке, можно найти в следующем: В истории христианства мы верим, что знание о Боге и Христе никогда не было таким смутным и неопределённым, как в настоящее время. В интуитивном разуме существует сознание того, что есть нечто, что, если бы было известно, привело бы в порядок и согласовало бы откровение Духа и веру Христа с наукой. Это сознание со стороны многих является голодом и стремлением души к тому, чтобы кто-то изложил в краткой и сжатой форме великие истины, которые были затемнены верованиями мира на протяжении всех прошедших веков. Мы попытались сделать это.
Если мы смогли представить уму мыслителя, во-первых, разумное представление о Боге, во-вторых, если мы смогли устранить смутную, неопределённую тайну, окутывающую отношение человека к Богу, и поставить его лицом к лицу с чем-то, что он может осязаемо воспринять - не только своей набожной природой, но и разумом, и обычным сознанием - тогда мы будем чувствовать, что многого достигли.
Мы стремились расширить представление о Боге, представление о вселенной и о безграничности всего сущего; и показать, что в этой безбрежности есть единство, в этом единстве - разум, имеющий цель, и что этот разум имеет в себе всю власть и поэтому управляет абсолютно, как жизненная сила и потенциал всего сущего, поэтому цель в этом разуме - цель, ради которой всё существует - осуществляется с абсолютной уверенностью, ничто не в состоянии противостоять ей, ибо вся жизнь на этой планете - как капля, взятая из великого океана жизни, и должна всегда подчиняться закону своего Источника.
Мы здесь пролили свет на тот факт, что великая работа, выполняемая Бесконечным Разумом - Его конечная цель - заключается в формировании центров разума, которые будут действовать на мир и через него, контролируя и управляя им, и что эти центры разума должны быть проявлены в индивидуализированном человечестве нашей расы, представленном в Откровении как первый созревший плод земли, который должен стать царями и священниками Богу и царствовать на земле.
Мы также пролили свет на тот факт, что стать царями и священниками Богу и царствовать на Земле - это в распоряжении человека, и что существуют методы, столь же древние, как и творение, с помощью которых человек может ухватиться за эти универсальные законы, стать их хозяином и благодаря знанию этих законов стать царём всей Земли, воплощением разума и воли планеты, выразителем разума Бога в управлении всем творением под ним.
Наконец, наша цель - пролить свет на то, что было тайной для мира - Христа, кто и что Он есть, и Его миссию.
Если нам удастся достичь этой цели, мы, как мы верим, откроем тайну всей религии, ключ ко всем научным знаниям, раскроем тайну жизни и средства, с помощью которых люди могут победить смерть и таким образом спастись и стать спасителями людей от причины их страданий и смерти.
К читателю
Тот, кто думает узнать содержание этой книги, пробежав её глазами, не узнает о ней ничего.
Литературному критику мы бы сказали, что здесь не было никаких усилий по достижению литературного совершенства, но усилия были направлены на достижение ясности мысли, насколько это возможно с помощью конденсации, поскольку в этом книге было сконцентрировано достаточно мыслей, чтобы сделать много подобных книг. Из-за этого факта есть много случаев, когда необходимо повторить мысль, чтобы удержать центральную идею в уме.
Великий Учитель сказал: "Кто от Бога, тот слушает слова Божьи". Так и мы говорим: те, кто от Бога, воспримут в этой книге истину великой важности; те же, кто не от Бога, но читает исключительно разумом, найдут много критики и даже отбросят книгу с чувством, что она ничего не стоит; ибо вещи, принадлежащие высшему сознанию, реальному миру, являются глупостью для тех, кто живёт только в материальном мире.
Поэтому мы отдаём эту работу в руки общественности и разуму Духа, будучи уверены, что она выполнит ту работу, для которой предназначена.
Глава I. Развитие
Зачатки организованной жизни действуют на основе инстинкта без участия мозга, который определяет и направляет импульс. Насекомое движется, казалось бы, без цели, немного в одном направлении, потом обратно, потом в другом. Универсальная жизнь управляет им в соответствии с его формой и качеством, как вода управляет водяным колесом. Но по мере накопления опыта от голода, встреч с врагами и общей борьбы за существование начинают развиваться мозговые сегменты, а с развитием мозга развивается и совершенствуется общая нервная структура. Таким образом, Вселенский Разум берёт элементы земли и организует для себя тело, через которое находит выражение, через которое проходит линия роста к полноте человечности.
В ранней истории расы в значительной степени доминировали инстинкты, потому что у неё не было достаточной силы мозга, чтобы правильно определить психические импульсы со стороны причины. Только на сравнительно продвинутой стадии расового прогресса появился высший свет интуиции[1].
Поскольку разум всегда обращён к своему источнику, сознание - к своему истоку, человек всегда был религиозным существом; но до того, как способности рассудка были достаточно развиты, чтобы разумно распознавать импульсы Вселенского Разума, его религия была столь же незрелой, как и его менталитет, и он поклонялся солнцу, луне, звёздам и образам своих собственных идеалов.
В этот период интеллект медленно развивался, и в качестве помощи для его роста "Откровения", в виде внешних типов и теней его проявления, давалось людям по мере того, как они могли его принимать, ибо именно в такой форме ранние откровения пришли к расе.
Это закон, что мысль, предложенная разуму, хотя и не понятая, а тем более не осмысленная, встраивается в организм так, что, когда строительство завершено, смысл мысли постигается. Поэтому откровение пришло сначала в виде образов и теней, внешней формы жизненной энергии, которая была внутри.
Дополнительное откровение давалось так быстро, как только раса развивалась настолько, чтобы принять его, но жизненная реальность всегда была представлена каким-то материальным символом, и в попытках истолковать откровение вкрадывались грубые ошибки. В дополнение к этому существовали и другие плодотворные источники ошибок. Находясь во многом под контролем инстинктов, люди были чрезвычайно суеверны - каждое проявление непостижимого, великого или возвышенного всегда объяснялось для них прямым вмешательством какого-то невидимого существа. Таким образом, в дополнение к силам природы в народном сознании сформировалось множество богов, и возникли пантеоны различных народов.
Опять же, склонность человеческого разума к поиску причин легко переросла в поиск магической силы. В человеческой воле есть и всегда была сила, совершенно непостижимая - факт, который привёл ранние народы к церемониальной магии, чёрным искусствам и всему оборудованию религиозного и суеверного ума. Но пришествие Христа на землю вознесло расу над этим тёмным облаком суеверия; ибо общепризнано, что христианская религия лежит в основе высоты и славы нашей цивилизации.
Тем не менее, поскольку записи прошлого показывают, что во время откровения нашей Библии мир находился в явно затемнённом психическом состоянии, и поскольку ум сегодняшнего дня обращён почти исключительно к научному исследованию законов природы, те психические состояния, которые привели расу к свету откровения, кажутся грубыми и отталкивающими. Современная тенденция менталитета состоит в том, чтобы полностью отказаться от интуиции и всецело полагаться на рассуждающий мозг. Изучение расового опыта на протяжении веков прошлого, особенно народов, непосредственно связанных с нашим, и современные научные исследования, имеющие наиболее материалистический характер, дополняют образование, даваемое в наших колледжах и нашим духовенством. В качестве предостережения против легковерия и суеверия всегда возвышается это страшное изображение омрачённого разума прошлого.
Это клеймо усилило материалистический менталитет и заставило образованные классы бояться даже признать в своей душе возможность откровения или активного принципа интуиции. Они практически отбросили всё, что хоть в малейшей степени напоминает проявление духовной активности, и, следовательно, духовное вдохновение и дополнительное откровение стали невозможны.
Термины "вдохновение" и "откровение" были неправильно использованы, и поэтому нуждаются в определении: Вдохновение связано с откровением отношением причины к следствию. Вдохновение - это не обязательно акт, когда человеческий агент становится средством выражения для существа в духовном мире, но это хорошо известное явление повседневной жизни. Акт вспоминания мысли мы называем "повторным вспоминанием"; то есть у нас был опыт, и мы его забыли, нам приходит в голову мысль о чём-то, связанном с этим опытом, и мы хотим его вспомнить. Ум сразу же концентрируется на желаемой мысли, любая другая мысль, вторгающаяся в него, отталкивается, и ум, удерживаемый в состоянии желания, тянущийся к одной определённой мысли, втягивает, вдохновляет утончённую субстанцию, созданную в теле и выраженную через мозг во время переживания.
Этот чудесный формирующий принцип, активно действующий во всём мире, имеет своё высшее проявление в мозгу человека; и тонкие элементы, порождённые в теле прошлым опытом мышления, снова вызываются в мозг - собираются - и вспоминаются. Каждая часть происшествия вновь собирается воедино, элемент к элементу, и опыт во всей своей первоначальной форме и силе предстаёт перед сознанием, которое распознает то, что было в прошлом.
Подобным образом, когда сердце в печали от ощущения чего-то, что должно быть известно, но не известно, тот же самый инструмент призывается к активности и тянется в царство Вселенского Разума, чтобы собрать то, что он желает. Печаль сердца порождает негативное состояние во внутреннем сознании и усиливает желание. В таких обстоятельствах человек собирает из неведомого и непознаваемого знания, в котором душа чувствует потребность. Вдохновлённое таким образом знание, формируясь в сознании и становясь яркой реализацией, представляет собой фазу откровения.
Ещё одна форма откровения - это откровение, получаемое, когда Бог видит, что человек нуждается в знании чего-то важного для себя или для расы. При таких обстоятельствах - внутреннем настрое, возникающем в сознании человека, - ангелы из мира душ часто посылаются к нему с посланиями истины и мудрости.
Но чтобы получить послание, человек, как сказал великий учитель, должен стать как малое дитя - он должен осознать, что не знает, и искренне желать знать. Именно поэтому откровению из духовного мира всегда предшествует состояние, которое разрушает эгоистичный менталитет и порождает в человеке искреннее, детское желание знать и поступать правильно. Это разрушает на время все предвзятые идеи, позволяя разуму быть восприимчивым и слушать. Тогда посланник, посланный свыше, неизвестный человеку, приближается и объединяет свой менталитет с менталитетом того, к кому он послан, тем самым заставляя его знать так же, как знает посланник. Таким образом, вместо приказа контролирующего разума на время образуется любящее единство, и человек становится "другом Бога".
Но страх любого рода, даже страх ошибки, страх того, что могут сказать люди, чрезмерная оценка собственных умственных способностей, склонность критиковать всё, что может не совпадать с предубеждениями - всё, что не соответствует мыслям посланника, стремится оттолкнуть его и отвергнуть его послание.
Образование в наши дни таково, что даже самые набожные и искренние люди боятся получить откровение от Бога, и поэтому дверь между Богом в духовном мире и человеком в материальном мире практически закрыта. Существуют барьеры, установленные против всего, кроме физического опыта, и, следовательно, новые и дополнительные откровения духовной истины не могут быть получены.
Мало того, что "тренированный ум" заблокирован во всех направлениях, кроме направления физического опыта, но даже здесь он должен специализироваться, то есть ограничивать себя определённой линией очень ограниченного отдела исследований. Таким образом, у человека атрофируются все способности даже внешнего разума, кроме тех, которые необходимы для очень узкого круга деятельности, к которому он прикован. Для тех, кто знаком с кафедрами наших великих университетов, эффект этого абсолютного принесения личности в жертву делу народного образования очень очевиден. Более широкие интеллектуальные интересы закрыты для его членов, и, за исключением отдела их личной работы, они в значительной степени умственно неспособны. Вглядываясь в их лица, можно почти точно определить, какую специализацию выбрал каждый из них.
Не только наши ведущие педагоги, но и большинство людей, ведущих исследования того времени, жертвуют собой ради развития науки. Но хорошо известно, что, если человек хочет достичь заметного успеха в каком-либо направлении, он должен сосредоточить весь свой разум на этом предмете; таким образом достигаются результаты, которые не могут быть получены никаким другим способом.
Циклопический глаз - это реальность жизни, о которой говорил наш Господь, когда сказал: "Если око твоё будет едино, то всё тело твоё будет полно света" (Матф. vi. 22). Для концентрации на одном предмете физические глаза и глаза разума становятся одним целым - физически на книге, лежащей перед вами, умственно - на рассматриваемой мысли. А когда концентрация происходит на материальных вещах, глаз не видит ничего другого. Циклопический глаз современности получил своё развитие в специализации интеллектуального мира. Поэтому современное образование, подчиняющее ум его нынешним каналам, само по себе необходимо и хорошо, несмотря на то, что оно сужает диапазон интеллектуального видения.
Феномен ума, о котором уже говорилось, заключается в том, что вдохновение происходит, когда всё внимание сосредоточено на одном предмете, исключая все остальные. Но для того, чтобы достичь такого состояния концентрации, необходимо отгонять - что является борьбой - все мысли, кроме искомой. В наших учебных заведениях мы видим, что это необходимое отталкивание доведено до крайности нетерпимости, которая осуждает и исключает высшие способности человеческого разума, способности, лежащие в самом корне, в основании сознания, и вместе с ними исключается дух преданности или признания Бога.
Принятое обучение разума хорошо тем, что учит использовать способности восприятия, формулировать упорядоченные мысли в отношении наблюдаемых фактов физической природы и даёт контроль над внешним менталитетом, но, к сожалению, нынешние методы настраивают всё сознание против Бога, Духа, и уничтожают способность рассуждать от причины к следствию, обучая разум рассуждать исключительно от следствия к причине, в то время как, странное противоречие, причина в то же время игнорируется.
Некоторые из наших способных людей отметили тот факт, что в наших богословских учреждениях требуется всего год или два, чтобы искоренить привычку к религиозной преданности, а вместо неё привить разуму дух неверности - неверности собственным высшим атрибутам разума и душевного сознания, и неверности в отношении достоверности Библейского Откровения.
Если религиозные учителя преподают именно такой курс, то стоит ли удивляться, что религия Христа находится на таком низком уровне в современном мире? Жизненно важные мыслительные токи расы презираются, осуждаются и отталкиваются, и признаются только те, которые раскрылись в борьбе животного существования от его низшей формы до нынешней высокоразвитой животной части человеческой природы. Затем нас спрашивают: Если вещи, о которых мы собираемся написать, истинны, почему они не были известны раньше? Причина очевидна: мы, цивилизованные люди, так старательно работали над тем, чтобы закрыть дверь для всех подходов со стороны причины.
Эти условия выросли из страха - возможно, оправданного страха; ибо, в отсутствие разума, который исследовал бы весь путь и был способен понять проблему жизни и представить людям более широкие контуры истины - великую схему роста и развития - преобладающая материалистическая нетерпимость стала защитой от грубейших суеверий и ошибок. В сложившихся обстоятельствах было сделано лучшее из возможного. По всему миру можно проследить общий план великого Творческого Разума, сформировавшего мир и человека в нём.
Хорошо известно, что человек может делать только одну работу за один раз. Поэтому Творец - или, если угодно, творческие силы, работающие в росте различных рас в разные периоды мировой истории, - сначала развили сознание невидимого и причинного мира; но, как мы уже говорили, неспособность мозга правильно интерпретировать причинно-следственные связи сделала необходимым вывести расу во внешнюю деятельность и довести до полноты возможности серого вещества в его отношении к физическому миру.
Эти способности были развиты, и разве время, стадия развития, потребность людей не вызывают кричащую потребность дня в другом и более высоком откровении? Требование, чтобы мы вернулись, подняли и продолжили ту способность инстинкта, которая лежит в самом основании нашего существа, чтобы мы ухватились за неё зрелой силой мозга и развили в расе интуитивную силу, которая позволит человеку стать более похожим на своего Создателя - правой рукой постигать материальную вселенную и её работу, а левой - духовные силы и законы причинно-следственных связей, и таким образом объединить свою духовную природу в хорошо развитую и полную человечность.
Глава II. Существование высших способностей
Человек в своём развитии стал перебалансирован в сторону рассудочных способностей, и, как говорилось в предыдущей главе, гармония всесторонней зрелости требует, чтобы интуитивные способности были поняты и получили свою полную функцию. Как разумные, мыслящие существа, мы находимся здесь, имея лишь смутное представление о том, как мы появились здесь, или о том, какие силы спроецировали нас в бытие, и ещё меньше - о происхождении сознательного интеллекта.
Чтобы получить знание таких истин, мы должны иметь адекватное представление о необъятности Вселенной и её вечной продолжительности, а также осознание того, что мы являемся неотъемлемыми частями Вселенной, неотъемлемыми частями чего-то, что мы слабо различаем и смутно определяем, как закон, природу. В тёмные века человеческого интеллекта, когда он был освещён только из своего источника, это нечто, о котором так мало известно, называлось "Бог", термин, выражавший идею могущества единственной, всемогущей и всеохватывающей силы.
Из этой самой ранней фазы человеческого опыта возникли два способа мышления и действия - рассудочный ум и интуитивный ум. Этот интуитивный ум был назван "субъективным умом", а в религиозных культах прошлого он был мистически известен как ум души; и вопрос о том, что такое душа, дал много ответов, неопределённых и неудовлетворительных для аналитического ума в его тенденциях. Ближайший подход к удовлетворительному определению состоит в том, что это мыслящая часть природы человека, что так же далеко от удовлетворительного, как и неадекватного определения.
Если мы принимаем библейское откровение о том, что Бог сотворил мир и всё сущее в нём словом, то мы должны принять как факт и то, что мы были созданы этим словом. Это, по крайней мере, наводит на мысль о том, что мы являемся частью Вселенского Разума, будучи организованы и наделены ограничениями, которые мы называем индивидуальным сознанием. Эти ограничения можно назвать эго, а то, что ограничено, - душой.
Например, если мы возьмём герметичный сосуд и закупорим его так, чтобы воздух не мог ни войти, ни выйти, то воздух, изначально находившийся в сосуде, останется, куда бы его ни понесло, хоть в глубины океана. Так и с изначальным сознанием человека. Оно является частью Всеобщего Разума, и через организацию оно было закрыто и наделено ограничениями, и эти ограничения определяются использованием, возникающим в необходимости поддержания его индивидуализированного существования. Этот факт делает очевидным, что чем сильнее эго, тем более узкими являются ограничения личности. Отсюда следует, что в развитии и расширении личности необходимо преодолеть самолюбие и искоренить чрезмерное самовосхваление, чтобы сознание стало восприимчивым к источникам, из которых оно черпает своё существование.
Таким образом, мы согласны с утверждением, что индивидуальность как таковая является организованным условием жизни, и мы также согласны с верой в то, что жизнь возникла не у нас и не у наших предков. Если это так, а жизнь является источником нашего сознания, то уму вновь предлагается возможность открыть ограничения эго и тем самым дать свободный доступ к притоку Вселенской Жизни.
Особые методы, непосредственно касающиеся этой темы, характеризуют все учения Иисуса из Назарета.
Тем не менее, опыт прошлого и многих людей в настоящее время показывает, что это отпускание силы эго и пассивность к притоку Универсальной Жизни были разрушительны для индивидуальности. Среди таких примеров выделяется спиритуалистический медиум, который становится пассивным и восприимчивым ко всему, что может притекать. По сути дела, в такого человека течёт именно то, во что он верит. А поскольку эти люди верят в существование духов - перевоплощённых душ - то индивидуальности или мыслеформы, тёмные и злобные характеристики их собственной низшей природы, вливаются в них и овладевают ими, и, как сказал Христос, последнее состояние этих людей хуже первого.
Опять же, все мы видели религиозного приверженца, который, не имея знания о Боге или универсальном законе, до определённой степени отказался от эго и, открыв себя Вселенскому Разуму, стал фанатичным, вплоть до потери своей индивидуальности - безумным. Разумный интеллект воспринял такие примеры как предостережение против того, чтобы открывать свою самость Вселенскому Разуму. Однако именно здесь мы встречаемся с законом разума, который настолько хорошо известен, что не поддаётся критическому исследованию, и который объясняется следующим образом.
В предыдущей главе мы говорили о законе вдохновения, согласно которому мы притягиваем и вдохновляем всё, на чём сосредоточен наш разум, исключая всё остальное, и чудесный формирующий принцип, доминирующий в человеческом сознании, сразу же создаёт образ, мыслеформу того, что было притянуто. Но в этом процессе в действие вступает принцип дискриминации - принцип, который в растительной жизни, находящейся ближе всего к творческому источнику и потому наиболее чистый по своему характеру, выражает себя наиболее совершенным образом. Когда семя помещают в землю, химик, зная свойства исходного растения, может с абсолютной уверенностью предсказать, какие химические элементы соберёт для себя растущее семя, чтобы построить из них подобный организм. Тот же принцип, находя выражение в человеческом сознании, берётся под контроль организованной психикой и может быть приостановлен в своём действии, направлен в своём течении или усилен в своей работе, и таким образом, находясь под контролем индивидуума, даёт разнообразные результаты. Поэтому, как только человек посредством концентрации, о которой говорилось выше, открывает себя для притока Универсальной Жизни (далее мы увидим, что жизнь и разум являются синонимами), то, во что он верит, вливается в него, и его образ принимает форму в разуме и становится на время его сознанием.
Было доказано, что человек, верящий в определённое ненормальное и, следовательно, больное состояние тела, на самом деле производит это состояние; и были случаи, когда физическое тело разрушалось таким образом. Вера является всемогущим фактором в жизни человека, и по этой причине необходимо, чтобы разумный ум или, если угодно, направляющий интеллект, полученный из опыта, взял под контроль деятельность внутренней жизни и сознания.
Когда существует правильное знание о работе интуитивных способностей, и человек способен взять под контроль эту функцию, тогда обнаруживается, что эти высшие способности являются доминирующими способностями реального "я", что они являются той частью природы человека, которая, даже в отсутствие сознательной мысли, знает, что он существует, и нуждается лишь в импульсе желания, чтобы вызвать из Вселенского Разума неоформленные мыслеэлементы. Эти неоформленные мыслеэлементы, будучи донесены до рассуждающего мозга, дают ему возможность познать, как индуктивным, так и дедуктивным методом, то, что недоступно пониманию простого рассуждающего ума или простого инстинктивного действия.
Из вышесказанного мы можем сделать разумный вывод, что высшие способности, ныне дремлющие в расе, могут быть приведены в активность по желанию, а сознание связано со всем, что есть во Вселенском Разуме, и что таким образом индивидуум может выбрать из него всё, что ему необходимо. Таким образом, мы считаем, что стало ясно, что в развитии индивидуума посредством притока качеств Вселенского Разума активны три фактора:
Во-первых, принцип вдохновения, который втягивает, заставляет втекать качества Вселенской Жизни, где существуют все качества. Во-вторых, формирующий принцип человеческого интеллекта, настолько совершенный в своей работе, что любое качество, которое втягивается, сразу же облекается в надлежащую форму в соответствии со своим специфическим качеством. В-третьих, вера, которая лежит в основе этих двух принципов и контролирует результат их деятельности, определяет характер или качество одухотворённой жизни, а, следовательно, решает, какую форму она примет в индивидуальном сознании. Поэтому вера определяет характер интуиции.
Из того, что было сказано, мыслящий разум найдёт предложения, которые отвечают на вопрос, почему такие чудовищные ошибки, суеверия и злые результаты всех видов настигли тех, кто зависел исключительно от "внутреннего сознания", инстинктивного менталитета. Из-за только что приведённых фактов великие религиозные учителя недавнего прошлого подчёркивали необходимость рассудочного разума - знания. Мы читаем у Осии iv. 6: "Народ Мой погибнет из-за недостатка знания", а также слова Господа Христа (Иоанна viii. 32): "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" - свободными от тех опасностей, которые с самого начала и до настоящего времени преследуют род человеческий.
Но поскольку вера, как мы видели, управляет дыхательными и формирующими принципами индивидуальной жизни, мы достигли той точки в развитии расы, когда разум, рассуждающий разум, должен открыть определённые общие принципы абсолютной истины, чтобы можно было безопасно использовать способности вдохновения и интуиции, или, говоря языком древних мистиков, чтобы человек мог выйти в царство Вселенского Разума, открыть и получить знания, которых начинают требовать растущие потребности людей.
Исходя из этой мысли, мы постараемся на следующих страницах расширить наше представление о происхождении человека, об организованном интеллекте, об источниках жизни и о единстве Бога, Причины всего. Мы также предложим методы, с помощью которых мы можем собрать и включить в себя большее количество Вселенской Жизни, методы, с помощью которых эта жизнь может быть утончена, сенсибилизирована и интенсифицирована, что придаст ей огромные дополнительные возможности, и методы, которые дадут уверенность в правильности процесса с самого начала и на каждом этапе его протекания.
[1] Поскольку термины "инстинкт" и "интуиция" путают, будет полезно кратко изложить их относительные значения. Инстинкт - это импульс, производимый на организм Вселенским Разумом. Он становится интуицией, когда мозговая сила достаточно развита, чтобы правильно понять и определить мысль, воплощённую в импульсе, и цель, которой должно служить действие, являющееся результатом импульса.
Глава III. Разум и религия
Рассматривая основополагающие и причинные принципы, управляющие двумя факторами, дающими силу, один из которых - "Разум", или интеллект, а другой - чувства, которые мы называем "Религия", мы неизбежно вступаем в неизвестную область, ибо разум должен изучить свою причину - поток должен подняться к своему источнику.
Поэтому для того, чтобы изучить причины, лежащие в основе психических явлений, мы должны обратиться к источникам разума и вдохнуть их. Мы читаем, что, когда Иисус разговаривал с людьми своего времени, которые не понимали смысла его слов, он сказал им: "Кто от Бога, тот слышит слова Божии; вы же не слышите их, потому что вы не от Бога." Здесь он намекнул на возможность прикосновения к сфере разума, лежащей за пределами нормальных человеческих способностей. И после всех этих веков роста и развития расы и влияния христианской религии, разве мы не имеем права верить, что в мире существует большое количество мужчин и женщин, которые включили в себя качества разума, превосходящие обычный человеческий разум, или, скажем так, животный разум?
Учитывая эти факты, мы попытаемся найти некоторые источники, из которых исходят те способности, которые мы называем "Разум" и "Религия". Поскольку эта сфера ещё не исследована и не существует готовых терминов, в которых можно было бы выразить эту мысль, мы просим наших читателей помочь нам путём самоанализа.
Начнём с исследования способностей к рассуждению: Почему вы не всегда можете использовать эти способности с одинаковой эффективностью? Бывают моменты, когда, как бы вы ни старались разобраться в проблеме, кажется, что ум не настроен на работу. В таких обстоятельствах мы просим вас обратиться внутрь себя и внимательно поискать причину. Не находите ли вы, что существует некоторое нарушение жизненных потоков? Можете ли вы рассуждать с пользой для себя, когда есть дисгармония и болезненные условия, с которыми вы вынуждены встречаться? Воинственность и гнев запутывают ум и мешают ясному, логическому мышлению. С другой стороны, когда вас окружают любящие друзья, добрые мысли, приятные ассоциации, ваш разум работает свободно, и вам не составляет труда рассуждать ясно, позитивно и правильно. Разве это не наводит на мысль, что за феноменом того, что мы называем рассудочным умом, что-то стоит? Больной человек не способен к глубоким рассуждениям. Человек, занимающийся исследованиями и глубокими размышлениями, считает необходимым поддерживать жизненные потоки - здоровье и бодрость тела - в наилучшем состоянии, чтобы выполнять наиболее эффективно свою работу.
Ещё один факт, наводящий на размышления, заключается в том, что интенсивная концентрация мысли и тщательное рассуждение истощают тело даже быстрее, чем физический труд. Мысль, похоже, участвует в жизни тела и расходует её, что позволяет предположить, что в некотором роде разум напрямую связан с жизнью.
Давайте поинтересуемся, как мы думаем, не методами, применяемыми для придания мысли формы, а тем, что предшествует этому, средствами, с помощью которых мы приближаемся к деятельности, порождающей собственно мысль.
Сначала есть желание и воля к действию, а затем обращение ума и его сосредоточение на предмете, который мы хотим рассмотреть. Здесь возникает вопрос, что имеется в виду, когда мы говорим, что обратили ум к рассмотрению предмета. Не означает ли это, что мы повернули сознание в определённом направлении? И не является ли жизнь внутри нас тем, что производит сознание? Что это такое в человеческом организме, что делает нас сознательными, когда нет особого интереса, мыслей или усилий в каком-либо направлении? Это сознание, которым мы являемся, кажется, обеспечивает биение сердца, циркуляцию крови, переваривание пищи и все процессы жизни без каких-либо видимых усилий или раздражения с нашей стороны. Ребёнок живёт, растёт, играет и развлекается, пока то, что мы называем жизнью, продолжает работу по формированию и развитию ребёнка в человека.
Однако если во внутренней работе тела происходит малейшее нарушение, то это приводит к боли, а мир и радость в сознании бытия нарушаются. Поскольку это сознание управляет телом в его работе по самостроительству и самоподдержанию как у ребёнка, так и у человека, можно ли назвать его витальной мыслью?
При рассмотрении интуиции в предыдущей главе мы говорили о законе, в соответствии с которым мы появились на свет, в соответствии с которым жизнь собирается из Бога Творческого Источника, расширяется и связывается для использования организмом. Теперь эта жизнь имеет в себе все качества. Есть жизнь, которая организует и формирует птицу, жизнь кошки, которая формирует кошку, жизнь лошади, которая формирует лошадь - каждое из различных качеств жизни формирует организм, подходящий для выражения своего вида или качества. Даже если мы не признаём, что Бог является Творцом всего сущего, мы должны признать, что существует источник, из которого берёт начало вся творческая жизнь и умножает свой род. Мы также знаем, что изучение живых существ показывает, что некоторые из них живут, растут, нормально и счастливо существуют в условиях, которые для других были бы губительными, что ещё раз свидетельствует о большом разнообразии в качестве жизни. И независимо от того, думают ли эти различные формы одушевлённого существования или нет, они, несомненно, действуют во многих отношениях так, как действует человек, когда он думает. Таким образом, мы не можем избежать предположения, что вид или качество жизни - это вид мысли, желания и, следовательно, действия.
Когда мы обращаем своё внимание на человеческую семью, мы видим, что и там существует огромное разнообразие мыслей, желаний, симпатий и черт характера. Два человека не выглядят одинаково и не думают одинаково. В наших судах хорошо известно, что два или три человека, наблюдающие одну и ту же сцену, видят её настолько по-разному, что незаинтересованный человек, слушающий их показания, не может не почувствовать, что кто-то из них лжесвидетельствует. Очевидно, что для возникновения такого разнообразия ума и сознания в действие вступают два фактора:
Во-первых, качество жизни, из которой формируется мысль. Во-вторых, убеждения человека.
Но, в действительности, качество жизни, то есть характер сознания или жизненной мысли, как мы только что определили, определяется убеждениями человека в соответствии с его сферой деятельности; ибо убеждения управляют вдохновениями, которые, в свою очередь, придают качество жизни. Растение собирает для себя элементы для использования в своём росте и сохранении; но человеческий разум, будучи более высокоразвитым, может собирать столь же широкое разнообразие качеств, сколь велико разнообразие желаний, то есть он может собирать любое качество, которое он считает полезным.
Сознание индивида, будучи совокупностью качеств универсального сознания, связанных или сконцентрированных для цели, для использования, действует по закону, который позволяет ему собрать в себе, сконцентрировать в качестве дополнительного сознания, элемент любой жизненной мысли, которую он считает полезной.
В начале этой главы говорится, и мы полагаем, что это общепризнанно, что деятельность рассуждающего разума проистекает из этой внутренней самости, которую мы назвали жизненной мыслью. Почему наши предки на ранних стадиях развития расы не могли рассуждать так ясно, как мы в наше время? Разве они не черпали и не жили из тех же великих источников, из которых живём мы? Конечно, черпали, но опыт не привёл к более совершенным органам мозга, более широким убеждениям, более широким симпатиям и желаниям. Один из древних хорошо сказал: "Как человек мыслит в сердце своём, таков он и есть".
В этот момент мы сталкиваемся с совпадением разума и религии. Можем ли мы разделить их? Не являются ли они двойным проявлением одного и того же основополагающего принципа? Безусловно, являются. Религия имеет в своей основе любовь, желание. Разум - это феномен любви. Разница в том, что религия открывает жизнь навстречу своей Причине, а разум направляет жизнь в активные явления формирования, или, лучше сказать, формирования образов, которые воспринимаются сенсорными нервами мозга, когда они становятся сознательной мыслью. Но качество мысли, как и качество любви, зависит от качества жизни, а все они зависят от явлений, лежащих в основе веры. Почему Иисус Христос так твёрдо и постоянно говорил людям о важности веры, причём правильной веры? И не только поэтому, но Он настаивал на том, что вера, без сомнения, даёт силу управлять физической природой вокруг человека. Его высказывания были настолько экстремальными, что он утверждал, что с помощью этой веры можно двигать горы. Внимательный исследователь может поэкспериментировать в повседневной жизни с этой силой веры в её контроле над вдохновением человека.
Среди нас есть люди, которых называют спиритуалистами. Большая часть этих людей является закономерным результатом религиозной преданности их родителей. Спиритуалистические медиумы являются таковыми по органическому строению, что заставляет их открывать свои жизненные центры для окружающих их психических потоков. Для того чтобы быть медиумами, они должны быть совершенно пассивны к этим влияниям. Не надо говорить, что медиумы - это мошенники. Это правда, что некоторые из них являются таковыми, но многие из них работают с силами, о которых они не имеют никакого представления.
Если вы хотите поэкспериментировать в этом направлении, сядьте перед медиумом и вызовите в нём какую-то скрытую в вас веру. Медиум, вероятно, войдёт в транс, поднимет тему, которая наиболее активна в вашем сознании, и начнёт собирать и представлять доказательства истинности того, во что вы верите. Неважно, правда это или нет, медиум вдохновит, сформулирует и предоставит вам доказательства её истинности. Разве вы не замечали, что чем больше человек думает о предмете своей веры, тем твёрже он убеждён в его истинности, так что ничто, кроме самого абсолютного доказательства, не может поколебать его уверенности? Обычно это доказательство должно быть настолько ошеломляющим, чтобы убедить все чувства его натуры.
В силу этого закона, управляющего человеческим разумом и сознанием, религия должна основываться на выводах самого ясного разума, и в этом случае вера, принцип, лежащий в основе обоих, будет правильной - не конкретная вера, а вера в её связи с общими принципами. Но чтобы быть уверенным в достоверности выводов, разум должен иметь возможность требовать достоверных предпосылок. Ибо для чего миру столетия научных исследований, огромные ресурсы, потраченные на научные приборы, если не для открытия фактов и законов, на которых Разум может основывать правильные выводы? Таким образом, Разум и Религия получают надёжный фундамент правильных убеждений, на который они могут опираться. Воистину, тот, кто пренебрегает улучшением богатства возможностей, рождённых таким трудом и затратами средств, не выполняет долг перед собой и своими собратьями.
Благодаря просвещению расы, Разум и Религия должны в дальнейшем идти рука об руку, должны стоять бок о бок, как самые любящие и преданные коллеги.
Религия - это излияние, раскрытие любви к объекту, который считается самым желанным, и когда человек научится разумно открывать душу навстречу своей Причине, он найдёт источники всех знаний. И в нём есть то, что позволяет ему привлекать, вдохновлять и вызывать действие на сенсориум своего мозга самой сути всего сущего. Когда фундаментальный принцип веры будет заложен должным образом, тогда рассуждающий мозг воспримет эти сущности и сформирует их в образы, и эти образы станут живыми камнями в строительстве того храма знания, в котором будет обитать Бог, сформированный как бессмертная душа, и человек - знающий интеллект.
Предисловие 3
Оглавление 6
Об авторе 9
Логическая структура данной работы 11
Предисловие 12
К читателю 15
Часть 1. Цель жизни 16
Глава I. Развитие 17
Глава II. Существование высших способностей 27
Глава III. Разум и религия 34
Глава IV. Совесть 43
Глава V. Эволюция 49
Расовая эволюция 50
Эволюция планеты 53
Совместная эволюция планеты и расы 57
Глава VI. Другие миры, отличные от нашего 63
Глава VII. Необъятность Вселенной 84
Творец вселенной 95
Глава VIII. Великое имя Яхве 101
Глава IX. Проявление Яхве 112
Глава X. Центры сознания 129
Глава XI. Элохим 137
Глава XII. Вечный орден Мелхиседека 149
Свидетельства существования братства Мелхиседека в теле человека 154
Глава XIII. Иисус из ордена Мелхиседека 167
Несколько слов предостережения 175
Глава XIV. Ангелы Божьи 177
Глава XV. Чудесное зачатие 188
Глава XVI. Образ Божий 198
Упорядоченный образ 204
Глава XVII. Подобие Божье: Кабинет Христа 212
Что такое человек? 212
Как человек приводится в божественное подобие 218
Глава XVIII. Подобие Божье: Три ступени 223
Первая ступень 224
Вторая ступень 225
Третья ступень 229
Глава XIX. Подобие Божье: Человек становится Яхве Элохим 237
Индивидуальность 244
Глава XX. Образ и подобие 251
Проявление тела 259
Часть 2. Переход от старого к новому 267
Личное применение 268
Глава XXI 269
Глава XXII 286
Глава XXIII 300
Глава XXIV 312
Глава XXV 319
Выход из старого порядка в новый 321
Глава XXVI. Молитва 332
Наше отношение к Яхве Элохим 333
Наше отношение к Яхве 336
Что может противостоять воле Яхве? 346