Динамическое мышление или Закон Живительной Энергии

New!
Оставить отзыв
В избранное
Динамическое мышление – это книга, которая представляет новые идеи и современное понимание процессов мышления. Авторы книги предлагают революционный подход к анализу мыслительных процессов, основанный на концепции динамических систем. Они объясняют, как мышление может быть рассмотрено как система, которая способна изменяться и приспосабливаться к условиям окружающей среды. Книга полезна не только для ученых и специалистов в области психологии, но и для всех, кто интересуется процессами мышления и желает...
ИздательствоДом Камбо
АвторЙог Рамачарака (Уильям Уокер Аткинсон, Терон К. Дюмон)
ПереводчикМихаил Титов
Дата написания1906
Дата издания2023
Языкрусский
188
В наличии
Товар с выбранным набором характеристик недоступен для покупки
+
Бонус: 9.4 !
Бонусы вы можете использовать на покупку товаров в нашем магазине.
Купить
  • Обзор
  • Характеристики
  • Отзывы (0)

Предисловие

Динамическое мышление – это книга, которая представляет новые идеи и современное понимание процессов мышления. Она открывает для нас новый взгляд на то, как наш мозг функционирует и как мы обрабатываем информацию.

Автор книги предлагает революционный подход к анализу мыслительных процессов, основанный на концепции динамических систем. Этот подход предлагает рассматривать мышление как систему, которая изменчива и способна приспосабливаться к условиям окружающей среды. Одним из главных посылов книги является идея, что мышление должно рассматриваться как процесс, а не как статическая структура.

Автор книги рассказывает о том, что динамические системы – это системы, которые демонстрируют изменчивость и приспособляемость. Такая система описывается специфическими моделями динамического поведения, которые включают изменяемые переменные и связи между этими переменными. В контексте мышления, эти модели предлагаются для описания мыслительных процессов и их изменения во времени.

Практический интерес книги заключается в том, что она предлагает новые способы описания и анализа мышления. Она помогает нам лучше понять, как мы можем использовать этот подход для повышения эффективности нашего мышления. Кроме того, книга помогает нам увидеть, как мышление связано с другими аспектами нашей жизни, такими как наши эмоции и поведение.

В целом, книга "Динамическое мышление" является ценным вкладом в развитие понимания мышления в науке. Автор представляет новые идеи и методы, которые помогают нам более глубоко понимать сложные процессы мышления и использовать их в нашей повседневной жизни. Книга будет интересна для учёных и специалистов в области психологии, а также для тех, кто интересуется процессами мышления.

С нарастающим к вам уважением, Михаил Титов, Казань, 25.04.2023

Введение

Это странная книга. Она представляет собой соединение древних оккультных учений с самыми последними и передовыми концепциями современной науки - странный союз, поскольку его участники обладают совершенно разными темпераментами. Можно было бы ожидать катастрофического результата, если бы не тот факт, что было найдено связующее звено, которое даёт им связь общих интересов. Два человека не могут по-настоящему любить друг друга, если они также не любят что-то общее - чем больше у них общего, тем сильнее будет их любовь друг к другу. И давайте верить, что это подтвердится в союзе оккультизма и науки, о котором говорится в этой книге.

Оккультисты обычно первыми добираются до "фактов", но им удаётся разработать такие возмутительные теории для объяснения фактов, что мир не хочет принимать их работу и обращается к науке за чем-то "разумным". Наука, действуя по другим направлениям, сначала отрицает эти "факты" оккультистов, не находя им объяснения ни в одной из своих существующих теорий; но позже, когда "факты", после многократных попыток и неудач, были окончательно поставлены перед её глазами, она говорит: "О, да, конечно! " и приступает к разработке новой теории, сваривая её с другими научными гипотезами, и, прикрепив к ней новый ярлык, гордо выставляет её как "последнее открытие современной науки" - и снисходительно улыбается или возмущается, когда упоминается теория старых оккультистов, говоря: "Совсем другое дело, уверяем вас!". И всё же, справедливости ради, следует сказать, что наука обычно находит гораздо лучшие "доказательства", чтобы соответствовать "фактам" оккультизма, чем сами оккультисты. Оккультист "видит вещи[1]", но плохо разбирается в "доказательствах" - в то время как Учёный прекрасно разбирается в "доказательствах", но так часто и так долго не видит многих вещей, патентуемых Оккультистом, который способен "заглянуть внутрь" себя, но который затем не может позитивно и научно "доказать" факты. Это легко объяснить: информация Оккультиста приходит "изнутри", в то время как информация Учёного приходит извне, а "доказательства" относятся к "вне" стороны Ментальности. Вот почему оккультисты так часто допускают ошибки в "доказательствах", а учёный не видит "фактов", которые смотрят оккультисту в лицо.

Вся история оккультизма и науки доказывает вышесказанное. Возьмём, к примеру, феномен под названием "месмеризм" - это была старая история с оккультистами, которые годами знали о нём теоретически и практически. Месмер сделал его общеизвестным, а наука смеялась над ним и над "флюидной" теорией Месмера, называя его шарлатаном и самозванцем. Спустя годы Брейд, английский хирург, обнаружил, что некоторые факты "месмеризма" верны, и объявил о своём открытии в научной манере, и вот! Его взгляды были приняты, и эта вещь была названа "гипнотизмом", а бедный старый Месмер был забыт из-за своей теории. Затем, через несколько лет, были открыты некоторые другие аспекты этого явления, и его научно переименовали в "суггестию", и это переименование должно было "объяснить" весь предмет, и теперь учёные говорят: "Пар, это не что иное, как "суггестия"», как будто это объясняет суть дела. Но до сих пор они принимали только определённые фазы этой формы Динамического Мышления - ибо такова она есть, и существует множество других фаз, о которых они и не мечтают.

То же самое верно и в отношении Оккультного Учения о том, что "Жизнь есть во всём - Вселенная живая". В течение многих лет эта идея подвергалась осмеянию, и мы изучали научные дискурсы о "мёртвой материи", "инертном веществе" и т. д. Но только в течение последнего десятилетия - да, в течение последних пяти лет - наука обнаружила, что во всём есть жизнь, и что даже в атоме минерального и химического вещества можно найти свидетельство разума. И наука начинает превозноситься над своим "недавним открытием" и объяснять его новой теорией, которая "совершенно отличается, уверяем вас" от старой оккультной теории.

То же самое произойдёт и в случае с оккультным учением о вселенском, или космическом, разуме. Наука и философия долго смеялись над этим, но даже сейчас их лучшие исследователи подошли к границам новой страны и задыхаются от изумления при виде того, что они видят за её пределами - сейчас они говорят о "Жизни и Разуме в Эфире" - и вскоре они отбросят свои парадоксальные, абсурдные, гипотетические учения, абсурдный, гипотетический Эфир, и скажут: "Мы купаемся в Океане Разума" - только они будут настаивать на том, что этот "Океан Разума" является, каким-то образом, "секрецией Материи" - чем-то, сочащимся из пор Материи, возможно.

Но наука делает ценную работу в направлении исследований и экспериментов, и таким образом доказывает основные оккультные учения способом, невозможным для самих оккультистов.

Итак, вы видите, что и у Оккультизма, и у Науки есть своя работа, которую нужно сделать, и ни одна из них не может сделать работу другой. Как раз сейчас Наука кокетничает с вопросом о "Передаче Мысли" и т.д., над которым она так долго издевалась и смеялась. Вскоре она примет факты, а затем приступит к их доказательству серией тщательных и убедительных экспериментов, после чего торжественно объявит о результате как о "триумфе науки".

Таким образом, в этой книге вы найдёте соединение старых оккультных учений и современных научных исследований и расследований. И оба они связаны вместе той связью, которую выковал автор книги, нагрев в печи своего ума и придав форму своей "нетренированной" мысли - грубая, неуклюжая вещь, но она служит своей цели - вещь под названием "Теория динамического мышления".

Итак, вот что такое эта Теория - "узы, которые связывают". Как она вам понравится, зависит от вас самих. Про себя писатель без колебаний может сказать, что он доволен своей работой, пусть грубой и неуклюжей. Он верит, что сделал вещь, которая выдержит износ, и что, хотя она не будет красиво отделана, она "будет служить" и "будет полезной". И это главное, в конце концов. И тогда, возможно, кто-то увидит красоту в самой грубости вещи, увидит, что она несёт на себе любовный отпечаток молотка, который выбил её в форме, узнает, что над ней прошла ласка руки, которая её написала, и в этом видении может прийти признание красоты, которая выходит за рамки "красивости".

УИЛЬЯМ УОКЕР АТКИНСОН. Лос-Анджелес, Калифорния, 16 февраля 1906 года.

"Огненный туман и планета,
Кристалл и клетка,
Медуза и сауриан,
И пещеры, где живут дикие люди;
Затем чувство закона и красоты,
И лицо, повёрнутое от земли, -
Некоторые называют это Эволюцией,
А другие называют это Богом".
"Как приливы и отливы на морском пляже в новолуние,
Когда луна новая и тонкая,
В наши сердца высокие стремления
Приходят и стремятся,
Из мистического океана
Чьей кромки не ступала нога, -
Некоторые из нас называют это страстью,
А другие называют это Богом".
- У.Х. Каррут.

Глава I. В начале

В ЭТОЙ книге речь пойдёт о Жизни. Она утверждает, что Жизнь универсальна - что она присуща и проявляется (в разной степени) в каждой частице, фрагменте, фазе, аспекте, состоянии, месте или отношениях в мире сущего, который мы называем Вселенной.

Согласно ей, Жизнь проявляется в двух аспектах или формах, которые обычно обнаруживаются нами в связи и сотрудничестве друг с другом, но которые оба, вероятно, являются выражением некой Единой Сути, более высокой, чем любая из них. Эти два аспекта или формы, которые вместе составляют или производят то, что мы знаем как "Жизнь", известны как (1) Субстанция или Материя; и (2) Разум. В этой книге термин "Субстанция" используется вместо термина "Материя", поскольку термин "Материя" стал тесно связан с некоторыми идеями материалистической школы мысли и обычно рассматривается общественностью в свете "мёртвой материи", тогда как в этой книге говорится, что вся Субстанция живая. Термин "Ум" используется в значении "Ум, как мы его знаем", а не "Ум, как он есть" или "Космический Ум". В некоторых местах термин "Разум-принцип" используется для передачи идеи "части Великого Принципа Разума, из которого то, что мы называем "Разум", является лишь малой и частично выраженной частью". Эти термины будут объяснены и проиллюстрированы по ходу дела. Аспект "Энергии или Силы" не рассматривается в этой книге как отдельный аспект или форма Жизни по той причине, что он считается всего лишь проявлением Разума, что станет ясно по мере нашего дальнейшего изложения. Нам ещё многое предстоит сказать о Движении, но автор попытался объяснить и доказать, что, в конечном счёте, всё Движение является результатом Ментального Действия, и что вся Сила и Энергия - это Витально-ментальная Сила и Энергия.

Эта книга не предназначена для метафизических или теологических линий - её область другая. И поэтому, хотя она признаёт важность этих направлений человеческой мысли, тем не менее, она находит, что её личная конкретная область достаточна, чтобы поглотить всё её внимание на данный момент, и, следовательно, вышеупомянутые темы не будут затронуты, кроме как случайно, в связи с предметом книги.

В связи с этим, здесь не будет обсуждаться "происхождение жизни", вопрос "творения", проблемы теологии и метафизики, загадка "почему и откуда" жизни и Вселенной. У писателя есть своё мнение по этим вопросам, но он считает, что это не то место, где можно высказать его. В рамках данной книги он предпочитает оставить каждого читателя при своих любимых взглядах и концепциях относительно этих великих предметов, чувствуя, что взгляды на жизнь, разум, движение и субстанцию, изложенные в этой книге, могут быть приняты любым разумным читателем без ущерба для его или её религиозных или философских взглядов.

Писатель видит, что это нечто под названием "Жизнь" существует - он находит это свидетельство повсюду. И он видит её всегда в её аспектах Субстанции и Разума. И он считает оправданным рассматривать "Жизнь" как всегда существующую и проявляющуюся в этих аспектах - всегда в сочетании - по крайней мере, Жизнь "как мы её знаем".

И он находит определённые очевидные Законы Жизни, действующие во Вселенной, которым вся Жизнь, во всех её аспектах, очевидно, поддаётся. И он считает себя вправе считать эти Законы постоянными, неизменными и неизменными до тех пор, пока существует Вселенная в её нынешнем виде.

И с учётом вышеизложенных взглядов эта книга перейдёт к рассмотрению своего предмета, не пытаясь заглянуть за завесу, отделяющую Вселенную от её Причины - Жизни от её Источника.

Но в знак справедливости по отношению к читателю, предмету и писателю, последний счёл нужным заявить, что он признаёт не только завесу, но и То, что находится за завесой. Продолжение без этого заявления было бы несправедливым и вводящим в заблуждение. Писатель хочет, чтобы его поняли положительно в этом вопросе, даже если это заявление может вызвать насмешливый оттенок тех, кто считает, что "перерос" эту концепцию; или спокойную, превосходную, жалостливую улыбку тех, кто считает, что Вселенная сама является причиной и следствием. Под "Вселенной" писатель подразумевает "совокупность всего сущего" (Вебстер). Его заявление означает, что он верит в "То, что находится над всем сущим".

Писатель предпочитает не пытаться "определить" ТО, что он называет "Бесконечным". Слово "Бесконечный" означает "не имеющий предела во времени, пространстве, силе, способности, знании или совершенстве" (Вебстер). А "определить" означает "ограничить", "обозначить границы", "обозначить конец" и т.д. Термин "определять", применительно к "Бесконечному", смешон - абсурдный парадокс. Писатель повторяет высказывание Спинозы: "Определить Бога - значит отрицать Его". Поэтому здесь не должно быть попыток определения или ограничения.

Но человеческий разум, рассматривая эту тему, по своим законам обязан думать о "Бесконечном" как о реальном, реально существующем и действующим, если он вообще думает о нём. А если он думает о нём как о "Бесконечном", он должен, по своим законам, думать о нём как о Беспричинном; Вечном; Абсолютном; Везде присутствующем; Всемогущем; Всемудром. Человеческий разум вынужден так рассматривать Бесконечное, если он вообще думает о нём. Но даже думая о нём как о "бытии" этих вещей, он делает нечто вроде "определения" или "ограничения" его, ибо Бесконечное должно не только "быть" этими вещами, но оно должно "быть" настолько больше, что "эти вещи" - лишь пылинка в пустыне по сравнению с реальным "бытием" Бесконечного. Ибо упомянутые "вещи" являются лишь "конечными" или "определёнными" вещами - вещами, которыми обладают конечные вещи, и в лучшем случае могут быть лишь символами атрибутов или качеств Бесконечного; даже слова "атрибуты" или "качества" являются абсурдом в применении к Бесконечному. Эта точка зрения также должна быть высказана человеческим разумом, если он вообще задумывается над этим вопросом.

Окончательный отчёт человеческого разума относительно этого вопроса заключается в том, что он неразрешим и немыслим для этого разума, в его окончательном анализе. Это потому, что человеческий разум вынужден использовать термины, понятия и т.д., полученные из опыта общения с конечными вещами, и поэтому у него нет инструментов, измерений или других приспособлений, с помощью которых можно было бы "думать" о Бесконечном. Всё, что он может сделать, это сообщить, что он обнаружил, что сам имеет пределы, и что он обнаружил за этими пределами То, что он не может определить, но что он имеет основания считать Бесконечным и превосходящим все конечные концепции, такие как Время, Пространство, Причина и Мысль [2].

Определённые фундаментальные истины, кажется, были впечатаны в человеческий интеллект, и разум вынужден сообщать их в соответствии с ними. Но анализ этих фундаментальных истин бесполезен, и попытка привести к ним приводит лишь к диким спекуляциям. Единственное преимущество, которое даёт такая попытка, - это укрепление умственных мышц тех, кто способен выдержать напряжение упражнения; и то, что благодаря такой попытке мы осознаём, что не знаем и не можем знать по причине природы интеллекта, и таким образом удерживаемся от создания абсурдных и детских теорий о Непознаваемом. Знать, что мы не знаем и не можем знать, - это лучшее из того, что мы действительно знаем.

Писатель не хочет, чтобы его поняли, что границы человеческого разума неизменны. Напротив, он считает, что время от времени на разум человека накладываются дополнительные фундаментальные части Истины. И он верит, да, знает, что существуют области разума, которые дают сообщения более высокие, чем те, что передаются через интеллект. И он верит, что в запасе у человека есть фазы знания, которые поднимут его настолько выше его нынешнего положения, насколько это нынешнее положение превосходит положение земляного червя. И он верит, что существуют Существа, существующие в наши дни на таких плоскостях Жизни, о которых обычный человек ещё и не мечтал, и которые намного превосходят человека по силе, мудрости и природе. Он считает, что человек лишь только вступает в своё царство и не осознаёт величия того, что является его Божественным наследием.

Здесь будет уместно упомянуть, что классификация Разума с аспектами Жизни, в сочетании с Субстанцией и Движением, не означает, что Эго или Человек - это материальная вещь. Писатель верит, что Эго - это трансцендентное Существо, причастное неким чудесным образом к сущности Бесконечного, что это Душа-бессмертная. Он верит, что, как говорит Павел, "все мы дети Божии, но кем будем, ещё не открылось". Эти вопросы не будут обсуждаться в данной книге, но писатель хотел бы прояснить их, чтобы избежать недопонимания. И снова, в этом отношении, он должен "идти наперекор материализму".

Но, хотя писатель выражает свою веру в существование Бесконечного и строит свою философию на этой основе, он не хочет настаивать на отождествлении своей концепции с какой-либо другой конкретной концепцией Источника жизни. Он также не настаивает на названиях или терминах в связи с этой концепцией. Он использует термин "Бесконечное", потому что он кажется более широким, чем любой другой, о котором он мог бы подумать, но он использует его просто как имя для Неназываемого. Поэтому, если читатель предпочитает, он или она может использовать термины: "Бог"; "Божество"; "Первая причина"; "Принцип"; "Непознаваемое"; "Бесконечная и вечная энергия"; "Вещь-в-себе"; "Абсолют"; «Истинное Я»; «Мироздание» или любой другой из бесчисленных терминов, используемых человеком в его попытке назвать Неназываемое - описать Неназываемое - определить Неназываемое.

И все могут сохранить свои идеи или их отсутствие относительно отношения Бесконечного к их собственным религиозным взглядам или их отсутствию. Философия этой книги не должна нарушать религиозные убеждения человека - она не настаивает на том, чтобы человек придерживался каких-либо особых религиозных убеждений. Эти вопросы полностью зависят от разума и совести человека. Они могут придерживаться своей философии относительно происхождения, целей или плана создания и существования Вселенной - эта книга не будет вмешиваться в их метафизику или философию. То, что здесь предлагается, может быть ассимилировано с фундаментальными идеями почти каждой формы религиозной или философской веры, поскольку оно имеет характер сложения, а не вычитания или деления. Его философия скорее конструктивна, чем деструктивна.

---

Сноски:

  1. Далее и здесь вещи – это может быть «сущее», «материя» и «субстанции» и/или включает в себя все понятия.
  2. Идея о том, что Мысль конечна, равно как и Время, Пространство и Причина, не является общепринятой, но автор вынужден отнести её к этой категории, поскольку она явно подчиняется законам Времени, Пространства, Причины и Следствия, и должна рассматриваться как "конечная". Знание", которым обладает Бесконечное, должно быть чем-то намного превосходящим то, что мы знаем как результат "умственных операций" или "мышления".

Глава II. Сущее как оно есть

В нашей последней главе мы рассмотрели Источник всего сущего, который мы назвали Бесконечным. В этой главе мы рассмотрим само Всё-сущее, которое люди называют Вселенной. Обратите внимание, что слово "Вселенная" происходит от латинских слов "Unus", что означает "один", и "Versor", что означает "поворачивать", и в совокупности это слово означает буквально "тот, кто поворачивается или движется". Латинские слова указывают на близкое значение, а именно: одна вещь в движении, меняющая свои аспекты и принимающая множество изменений внешнего вида.

Писатель не собирается касаться теорий происхождения Вселенной, её предназначения, какого-либо замысла в её производстве или управлении, а также её возможного или вероятного конца. Эти вопросы не относятся к нашей теме, и опять же, как было сказано в предыдущей главе, спекуляции на эту тему лишены результатов и ведут в зыбучие пески и трясины умственных рассуждений, из которых трудно выбраться. Ответ на загадку Вселенной лежит в Бесконечности.

Но в случае с проявленной Вселенной, о которой свидетельствуют наши органы чувств, дело обстоит иначе. Наука отличается от метафизики, и её процесс и способ работы идут по разным линиям. И из её рассмотрения можно получить много знаний о сущем - всегда помня, что её знание ограничено сущим, а не тем, что находится за сущим. Итак, давайте рассмотрим Вселенную всего сущего.

Материалистическая наука считает, что Вселенная состоит из двух принципов: (1) материи; (2) энергии или силы. Некоторые считают, что эти два принципа на самом деле являются аспектами одной и той же субстанции, и что существует только один Принцип, один из аспектов которого - форма, очертания и т.д., и называется Материей; другой - качество, проявляющееся в Движении, и это качество называется Силой. Другие, наиболее радикальные, считают, что нет ничего, кроме Материи, а Сила и Энергия - это лишь "качество", или "сила", присущая Материи. Другие считают, что Сила - это "реальная вещь", а Материя - лишь форма Силы. Все направления придерживаются идеи, что Материя и Энергия всегда находятся вместе и не могут мыслиться отдельно. Материя и Сила считаются вечными и бесконечными, из чего следует, что не может быть ни прибавления, ни отнятия ни того, ни другого; все видимые потери и приобретения, создание и разрушение являются лишь изменением формы или способа. Бог объявляется ненужным, а Вселенная действует в соответствии с определёнными законами материи или силы (одной или обеих), которые неизменны и неизменны - вечны и всегда действительны. Разум и мышление считаются продуктами свойств Материи или Силы (одной или обеих), которые выделяются, развиваются или производятся в мозге. Душа в новой философии отходит на второй план и выбрасывается как бесполезная. Молешотт говорит: "Мысль - это движение материи", а Гольбах: "Материя наслаждается силой мышления". "Естественные законы" считаются достаточными для объяснения всех явлений, хотя при этом игнорируется тот факт, что разум никогда прежде не формировал концепцию "закона", не считая необходимым думать о "законодателе" или силе, обеспечивающей соблюдение и исполнение закона. Однако философы считают, что придумать такой закон не сложнее, чем попытаться сформировать представление о Космосе или Вечности, оба из которых немыслимы для человеческого разума, но оба признаются как самоочевидные факты.

Но, несмотря на эти несколько грубые и "сырые" рассуждения, Материальная наука выполнила замечательную работу в мире, и, открыло факты, имеющие неоценимое значение для человека в освоении материального мира и в формировании правильных представлений о решении материальных трудностей. Факты материальной науки позволяют миру с радостью забыть о её теориях. И даже теории быстро претерпевают изменения, и, как мы уже говорили, некоторые из самых передовых учёных быстро достигают позиции оккультистов и мистиков, принося с собой массу фактов, чтобы подкрепить их, чтобы показать оккультистам, которые имели дело с принципами, а не с деталями или материальными фактами, насколько это касается фундаментальных теорий. Каждый из них прокладывает свой путь в горном туннеле Неизвестного, и оба встретятся в центре, их линии встретятся друг с другом без единого отклонения. Но оккультисты будут называть центр туннеля Разумом, а учёные - Материей, но и те, и другие будут говорить об одном и том же. И Причина этого, вероятно, в том, что оба они правы.

Но мы сейчас говорим о новой школе передовой науки о Материи, а не о старых консервативных людях "Всё есть Материя", которые остались позади. Новая школа теперь говорит о Веществе, вместо Материи, и приписывает "Веществу" свойства Материи, Энергии и чего-то, что они называют Чувством, под которым они подразумевают Разум в грубой форме, и от которого, как они говорят, развились Разум и "Душа".

Эта новая школа учёных очень отличается от своих предшественников - они менее "скрытны" и далеко не так "самоуверенны". Они видят, как материя переплавляется в энергию, и дают признаки ощущений, и они начинают чувствовать, что, в конце концов, должна существовать Суть-в-себе, которая является реальной основой или "реальной субстанцией" в мире. Среди них очень мало слышно о "мёртвой материи", "слепой силе" или о "механической теории" жизни и Вселенной. Вместо того чтобы считать её большой машиной, работающей по механическим законам, с жизнью в качестве пара, Вселенную начинают рассматривать как неким образом наполненную жизнью, а наука находит новые примеры жизни в неожиданных местах, и область "мёртвой материи" сужается.

Люди, следившие за достижениями науки последнего времени, затаили дыхание в благоговении и серьёзном ожидании, а те, кто продвигает поиски и исследования до самых дальних пределов, показывают своими нетерпеливыми лицами и дрожащими руками, что они чувствуют, что находятся очень близко к границе, отделяющей старый материализм от новой науки, которая придаст мысли и философии новый импульс и новую платформу. Такие люди чувствуют, что видят, как старая Материя тает, превращаясь в нечто иное - старые теории рассыпаются под светом новых открытий - и эти люди чувствуют, что проникают в новую, доселе неисследованную область Неизвестного. Пусть их ждёт успех, ибо они находятся на верном пути к Истине.

В следующих главах мы будем часто упоминать "науку" - и когда мы будем использовать это слово, мы будем знать, что оно означает эту новую школу учёных, а не старую школу, которая сейчас вытесняется. Между истинным оккультизмом и истинной наукой нет никакого конфликта, несмотря на их прямо противоположные теории и идеалы - они просто смотрят на Истину с разных точек зрения - с разных сторон одного и того же экрана. Наступает лучший день, когда они будут работать вместе, а не в оппозиции. В поисках Истины не должно быть никакой предвзятости.

Всё происходило следующим образом: Оккультизм излагал теорию или принцип, но не пытался доказать его материальными фактами, так как не собирал фактов, находя принцип в разуме, а не вне его. Затем, посмеявшись над оккультной теорией или принципом, наука будет усердно искать материальные факты, чтобы доказать противоположную теорию, и при этом обнаружит новые факты, которые подтвердят утверждение оккультистов. Тогда наука отбросит свою старую теорию (то есть молодые люди отбросят, а старые - никогда) и приступит к провозглашению новой теории или принципа под новым названием, подкреплённым массой фактов и экспериментов, что создаст новую школу с множеством восторженных последователей. Тогда старое утверждение оккультистов будет забыто или останется непризнанным под своим старым названием; или будет замаскировано фантастическими и причудливыми покровами, которые некоторые так называемые оккультисты набросили на первоначальную Истину.

Но до тех пор, пока Истина раскрывается, какая разница, кто делает работу, или как он называет свою школу. Движение всегда вперёд и вверх - какое значение имеет знамя, под которым движутся армии?

В этой книге писатель выдвигает теорию Вселенной всего сущего, сильно отличающуюся от теории современной науки, хотя он считает, что его теория может быть легко согласована с самыми передовыми взглядами этой школы.

Прежде всего, как он заявил в первой главе, он не считает, что Вселенная, как мы её знаем, самодостаточна, но признает Нечто, лежащее за всеми явлениями и видимостями, это Нечто он называет "Бесконечным".

И оно очень существенно отличается от взглядов тех, кто утверждает, что Разум - это всего лишь свойство, или качество, или нечто, исходящее из Материи или Силы, или Материи-Силы, или Силы-Материи - в соответствии со взглядами соответствующих школ. Он занимает совершенно иную, противоположную позицию.

Он считает, что всё то, что мы называем материей (или субстанцией) и разумом (как мы его знаем), является лишь аспектами чего-то бесконечно более высокого, что можно назвать "Космическим разумом". Он считает, что то, что мы называем "Разумом", является лишь частичным проявлением Космического Разума. А субстанция или материя - это лишь более грубая или низкая форма того, что мы называем Разумом, и которая была проявлена для того, чтобы дать Разуму тело, через которое он может действовать. Но эту точку зрения он излагает лишь мимоходом, поскольку не делает никаких попыток продемонстрировать или доказать то же самое; его идея заключается в том, что она составляет другую часть общего предмета, нежели фаза "Динамического мышления", рассмотрению которой посвящена эта книга.

Он также существенно отличается от материалистической школы в своём представлении о Силе или Энергии. Вместо того, чтобы рассматривать Силу как отдельный принцип, и как нечто, для чего Разум является лишь формой, он смело выходит на арену научной мысли, и, сбросив мантию, провозглашает свою теорию: "Нет такой вещи, как Сила, отдельно от Жизни и Разума" - "Вся Сила и Энергия - продукт Жизни и Разума - вся Сила, Энергия и Движение являются результатом Витально-ментального действия - вся Сила, Энергия и Движение есть Витально-ментальная Сила, Энергия и Движение". "Разум, пребывающий во всей субстанции и пронизывающий её, обладает не только силой мыслить, но и силой действовать и проявлять Силу и Энергию, которые являются его неотъемлемыми и существенными свойствами".

Он также придерживается позиции, что Разум находится внутри, вокруг и около всего. И что "Всё живое и мыслящее". И что не существует таких понятий, как "мёртвая материя" или "слепая сила", но что вся субстанция, вплоть до мельчайшей частицы, пронизана жизнью и разумом, и что все силы и движения вызваны и проявлены разумом.

Он считает, что все формы силы, энергии и движения, начиная с притяжения частиц материи и их движения в ответ на это, вплоть до притяжения гравитации и реакции миров, солнц, звёзд и планет на это - это формы психической энергии, силы и действия. И что от мельчайшего атома, или частицы, до величайшего Солнца - всё подчиняются этому Великому Действию Разума - этой Великой Силе Разума - этой Великой Энергии Разума - этой Великой Могущественности Разума.

И на этой скале - этой скале Истины, как он считает, - он занимает свою позицию, и объявляет о своей вере, и призывает всех желающих обратить внимание на то, что он считает зародышем мысли, которая будет расти, развиваться и увеличиваться, чтобы в конечном итоге пронизать всю научную мысль с течением лет. Он называет эту теорию "Теорией динамического мышления".

Глава III. Универсальность жизни и разума

Автор счёл целесообразным предварить своё рассмотрение «Разума» как такового, а также Вещества и Движения двумя главами, цель которых - показать, что Разум в той или иной форме или степени присутствует во всех вещах, и что всё имеет жизнь, и что Разум сопровождает всю жизнь. Для многих термин «разум» означает лишь «мыслительное качество» человека или, возможно, низших животных, а «жизнь» - свойство только таких органических существ. По этой причине было сочтено целесообразным указать на то, что Жизнь и Разум присутствуют даже в самых низших формах вещества - даже в неорганическом мире.

В этой главе и в дальнейшем писатель будет использовать термин «Разум» и т.д. для обозначения особого ментального принципа существа или вещи - частицы Разума, которая отделена от остального и которую каждый человек считает «своей», так же как он считает «своим» тело, в отличие от универсального запаса Субстанции. Термин «Разум» будет использоваться в его универсальном смысле.

И писатель намерен использовать термин Элмера Гейтса «Ментация» в значении «усилие; действие; или эффект; в или из Ума» - короче говоря, «ментальный процесс». Это слово полезно, и когда человек научится им пользоваться, он предпочтёт его более сложным терминам. Запомните, пожалуйста: «Ментация» означает «ментальный процесс». Ментация включает в себя то, что мы называем «Мысль», а также некоторые более элементарные формы ментального процесса, которые мы не имеем привычки обозначать термином «Мысль», который мы обычно оставляем для ментального процесса более высокого порядка.

Итак, «Ум» - это то, из чего состоит конкретный Ум; «Ум» - это то, чем обладает человек, посредством и через что он «думает»; «Ментация» - это ментальный процесс; а «Мысль» - это продвинутый вид Ментации. По крайней мере, эти слова будут использоваться в этой книге с этого момента.

В этой главе вам предлагается рассмотреть тот факт, что Жизнь универсальна – и что всё живое. И что Разум и Ментация являются атрибутом Жизни, и что, следовательно, всё обладает Разумом и способно выражать определённую степень Ментации.

Формы жизни, как мы их знаем, всегда рассматриваются как обладающие двумя аспектами, а именно: (1) тело (субстанция); и (2) ментальность (разум). Эти два аспекта всегда встречаются в комбинации. Могут существовать живые существа, обладающие телами настолько тонкой формы субстанции, что они невидимы для человеческих чувств, но их тела будут «субстанцией» в той же мере, что и «тело» гранитной скалы. И, чтобы «мыслить», эти существа должны были бы иметь материальное нечто, соответствующее мозгу, хотя оно было бы более тонким по качеству, чем самый редкий газ, пар, электрическая волна. Нет тела без Ментации; нет Ментации без тела. Последнее - неизменный закон мира Вещей. И никто, кроме Бесконечного-Что-есть-над-Всем, не может быть освобождён от этого закона.

Для того чтобы понять идею универсальности Разума, давайте вернёмся к элементарным формам Вещей и, шаг за шагом, посмотрим, как Мышление проявляется в каждой точке шкалы от минерала до человека, используя тела от самой твёрдой породы до тончайшей формы известной субстанции - мозга человека. По мере продвижения Разума по шкале эволюции он создаёт свой рабочий инструмент - тело (включая мозг), придаёт ему форму и формирует его таким образом, чтобы обеспечить наиболее полное выражение Ментации, возможное на данном этапе. Разум - это формовщик, а тело (и мозг) - то, чему придаётся форма. А Склонность, Желание и Воля - это движущие силы, ведущие к постепенному Развёртыванию, причём движущей причиной является жажда Удовлетворения.

Мы совершим наше путешествие в обратном направлении и, не обращая внимания на существ, стоящих выше по шкале, начнём с человека. Оставив на время без внимания факт существования «Эго», или «Духа» человека, который выше тела и разума, и рассматривая «Разум человека», а не самого человека, мы получаем отправную точку на нисходящем пути исследования. На данном этапе нам не нужно уделять много внимания рассмотрению Разума Человека, хотя позже нам придётся многое с ним сделать.

Но мы можем предпринять краткое рассмотрение нисходящих степеней Ума, проявленных человеком, по мере того, как мы спускаемся вниз по шкале в человеческой семье, рассматривая по очереди Ньютонов, Шекспиров, Эмерсонов, Эдисонов и их братьев по разуму, в области математики, литературы, музыки, искусства, изобретений, науки, государственного управления, бизнеса, квалифицированной работы и т.д., соответственно. От этих высоких уровней мы постепенно спускаемся вниз, через страты людей с несколько более низкой степенью интеллекта, через страту «среднего человека», через страту невежественного человека, через страту самого низкого типа нашей собственной расы и времени, через страту варвара, затем дикаря, затем индейца-копателя, бушмена. Какая разница от высшего к низшему - существо из другого мира могло бы усомниться в том, что все они принадлежат к одной семье.

Затем мы быстро проходим через различные слои низшего животного царства - от сравнительно высокой степени ментальности лошади, собаки, слона и т.д. вниз по убывающей шкале млекопитающих, причём степень ментальности становится менее выраженной на каждом этапе пути. Затем через царство птиц. Затем через мир рептилий. Затем через семейство рыб. Затем через миллионы форм жизни насекомых, включая этих удивительных существ, муравья и пчелу. Затем через семейство раковинных рыб. Затем через сообщество губок, полипов и других низших форм жизни. Затем - огромная империя микроскопических существ, имя которым - легион. Затем растительный мир, высшие из которых имеют «чувствительные клетки», напоминающие мозг и нервы, и спускаются по ступеням к низшим растительным организмам. Затем ещё ниже - в мир бактерий, микробов и инфузорий - групп клеток с общей жизнью - монеры - одноклеточных. Разум, который следовал за нами в этом нисхождении жизни, от высшей формы до подобной клетке «вещи», просто «существующей» в слизи на дне океана, приобрёл чувство благоговения и возвышенности, не снившееся «человеку с улицы».

Степени ментальности в низшем животном царстве хорошо известны всем нам, поэтому сейчас нет необходимости уделять много времени их рассмотрению. Хотя степень ментальности некоторых низших форм животного мира едва ли выше, чем у растений (фактически, уступая высшим растениям), тем не менее, мы привыкли использовать слово «разум» в отношении даже самых низших животных, в то время как к растениям это слово применять не решаемся.

Правда, некоторым из нас не нравится думать о низших животных как о «разумных», поэтому мы используем слово «инстинкт» для обозначения степени умственного развития низшего животного. Писатель не возражает против этого слова; на самом деле, он будет использовать его для различения нескольких психических состояний. Но помните, что «инстинкт» - это всего лишь термин, используемый для обозначения меньшей формы «разума», а «инстинкт» лошади или собаки - прекрасная вещь, когда мы рассматриваем «разум» бушмена или диггера. Однако мы не будем спорить о словах. И «Разум», и «Инстинкт» означают степени или формы «Ментации», слово, которое мы используем. Низшие формы животной жизни проявляют ментальность в виде полового акта, чувства и вкуса. Затем, по мере развития, появляются обоняние, слух и зрение. И затем нечто очень похожее на «рассуждение» в случае собаки, слона, лошади и т.д. Ментация в той или иной степени присутствует везде в животном мире. Нет сомнений в том, что жизнь и ментальность существуют.

Но как насчёт ментальности и жизни в растительном мире? Все вы признаете, что там есть «Жизнь», но что касается Намерения, что ж, посмотрим! Некоторые из вас ставят крест на слове «Ум» применительно к растениям, хотя свободно признают существование там «Жизни». Что ж, вспомните нашу аксиому - «нет Жизни без Намерения». Давайте попробуем применить её.

Минутное размышление даст вам примеры ментальности среди растений. Наука называет это «аппетитом», а не «разумом», слово «аппетит» определяется как «инстинктивная склонность низших форм органической жизни к выполнению определённых действий, необходимых для их благополучия, таких как выбор и поглощение таких частиц материи, которые служат для их поддержки и питания». Что ж, это похоже на степень менталитета, не так ли? Многие молодые животные при сосании демонстрируют не более чем «аппетит». Мы примем слово «аппетит» для обозначения ментальности в жизни растений. Запомните это, пожалуйста.

Каждый, кто выращивал деревья или растения, замечал инстинктивные усилия растений добраться до воды и солнечного света. Известно, что картофель в тёмных подвалах пускал побеги длиной в двадцать футов, чтобы добраться до отверстия в стене. Известны случаи, когда растения ночью наклонялись и окунали свои листья в горшок с водой на расстоянии нескольких дюймов. Усики вьющихся растений ищут колышек или опору и находят её, хотя его ежедневно меняют. После того как усик раскрутили и согнули в другом направлении, он снова закручивается. Говорят, что кончики корней дерева обладают чувствительностью, почти такой же, как конечности животных, и, очевидно, имеют что-то сродни нервной материи.

Дюамель поместил несколько бобов в цилиндр с влажной землёй. Когда они начали прорастать, он повернул цилиндр на четверть его окружности, затем ещё немного на следующий день, и так далее, понемногу каждый день, пока цилиндр не описал полный оборот - полностью повернулся. Затем бобы были извлечены из земли, и вот! Корни и ростки образовали полную спираль. С каждым поворотом цилиндра корни и ростки меняли своё положение и направление: корни стремились расти «вниз», а ростки - «вверх», пока не образовалась спираль. С этим схож трюк мальчика, который вырывает проросшее семя и пересаживает его вверх ногами, в этом случае росток начинает вращаться полукругом, пока не сможет расти прямо вверх к поверхности земли, а корни описывают полукруг, пока снова не смогут расти вниз.

И так далее можно рассказывать историю за историей об «аппетите» или ментальности у растений, пока мы не дойдём до видов, ловящих насекомых, когда даже самый консервативный наблюдатель будет вынужден признать, что: «Ну, это действительно похоже на мышление, не так ли?». Любому любителю растений, цветов или деревьев, который имел возможность изучать их воочию, не нужно много аргументов, чтобы доказать, что растительная жизнь демонстрирует следы мышления, причём некоторые из них довольно далеко продвинулись. Некоторые любители растений заходят так далеко, что утверждают, что нужно «любить» растения, прежде чем удастся их вырастить, и что растения чувствуют и отвечают на это чувство. Но писатель не настаивает на этом, а лишь вскользь упоминает об этом.

Прежде чем оставить тему ментальности у растений, у писателя возникает желание украсть ещё немного места и рассказать, что растения не только воспринимают ощущения света и влаги. Они также обладают рудиментарным вкусом. Геккель рассказывает интересную историю о растении, ловящем насекомых. Он утверждает, что растение сгибает листья, когда любое твёрдое тело (за исключением капель дождя) касается его поверхности, но выделяет свою едкую пищеварительную жидкость только тогда, когда этот объект оказывается азотистым (мясо или сыр). Растение способно различать мясную диету (его пища насекомоядная), и хотя оно будет выделять свой желудочный сок на мясо и сыр, а также на насекомое, оно не будет делать этого на другие твёрдые тела, к которым оно безразлично. Он также упоминает тот факт, что корни деревьев и растений способны ощущать различные качества почвы и избегают бедной почвы, погружаясь в более богатые участки земли. Сексуальный организм и жизнь растений также предоставляют большое поле для изучения студентам, охотящимся за свидетельствами «жизни» и «разума» в этом царстве.

Движение или циркуляция сока в деревьях и растениях раньше считалось следствием капиллярного притяжения и чисто «механических законов», но недавние научные эксперименты показали, что это жизненно важное действие - свидетельство жизни и Ментации - эксперименты доказали, что если клеточная субстанция растения была отравлена или парализована, циркуляция сока немедленно прекратилась, хотя «механические принципы» не были нарушены ни в малейшей степени.

А теперь перейдём к минеральному царству. «Что, - воскликнете вы, - разум и ментальность в минеральном и химическом мире, конечно же, нет?» Да, даже в этих низких плоскостях можно найти следы психического воздействия. Жизнь есть везде - даже там. А там, где есть жизнь, есть и разум. В поисках Жизни и Разума мы можем отправиться далеко назад среди химических принципов и минералов - они не смогут ускользнуть от нас даже там!

Глава IV. Жизнь и разум среди атомов

Для большинства людей название этой главы покажется абсурдом. Не говоря уже о неорганическом «разуме», идея «жизни» в неорганическом мире покажется нелепым парадоксом «человеку с улицы», который считает вещество «мёртвым», безжизненным и инертным. И, по правде говоря, даже наука придерживалась такого мнения до сравнительно недавнего времени, смеясь и презирая старое Оккультное учение о том, что Вселенная живая и способна мыслить. Но недавние открытия современной науки изменили всё это, и мы больше не слышим, как наука говорит о «мёртвой Материи» или «слепой Силе» - она признаёт, что эти термины бессмысленны, и что мечты старых оккультистов сбываются. Наука сталкивается с живой и мыслящей Вселенной. Она ослеплена этим зрелищем и закрыла бы глаза, боясь увидеть то, что, по её мнению, должно предстать перед её взором, когда глаза привыкнут к этому зрелищу.

Но несколько смелых умов среди научных исследователей видят сегодня чудесные сны, и они рассказывают нам прерывающимся тоном о чудесных видениях, которые проходят перед их глазами. Они не осмеливаются рассказать обо всём, ибо боятся насмешек своих коллег. Их видения - это видения Жизни-Универсальной Жизни. Исследуя материальное, наука проникла так далеко в глубины Вещей, что её самые передовые мыслители и исследователи теперь обнаруживают себя стоящими в присутствии нематериального.

Наука сегодня провозглашает новую доктрину - ту же самую, что и «старая» доктрина оккультистов - доктрину «Жизнь повсюду» - Жизнь даже в самом твёрдом камне!

Прежде чем приступить к рассмотрению доказательств ментальности в неорганическом мире, давайте приучим себя к мысли, что там можно найти «нечто похожее на жизнь». Для нас будет лучше, если мы будем подходить к этому вопросу лёгкими этапами. Там, где есть жизнь, должен быть разум, поэтому давайте сначала поищем свидетельства жизни.

«Человек с улицы» потребует чего-то более осязаемого, чем научные объяснения «ощущений», «притяжения» и т.д. Что мы можем предложить ему в качестве иллюстрации? Давайте посмотрим!

Предположим, мы обратим внимание «человека» на тот факт, что металлы устают после значительной работы без периодов отдыха. Наука называет это «усталостью упругости». Когда металлам дают отдых, они восстанавливаются и вновь обретают былую упругость и здоровье. «Мужчина» может вспомнить, что его бритва иногда ведёт себя подобным образом, и если он обсудит этот вопрос со своим парикмахером, его подозрения подтвердятся.

Затем, если он посоветуется с другом-музыкантом, ему сообщат, что фанфары тоже устают и теряют свою вибрацию, пока им не дадут отдохнуть. Затем его друг-машинист скажет ему, что машинам на заводах нужно время от времени давать отдых, иначе они начнут распадаться и «умирать». Машины будут бастовать, требуя отдыха, если они перегружены работой.

Тогда металлы заболевают. Наука сообщает нам, что цинк и олово были заражены, и инфекция распространялась от листа к листу, превращая металл в порошок - распространение инфекции напоминало распространение чумы среди животных или растений. Наука провела эксперименты с медью и железом и обнаружила, что эти металлы могут быть отравлены химикатами и будут находиться в ослабленном состоянии до тех пор, пока не будут введены противоядия. Стекольщики заявляют, что существует такая вещь, как «болезнь стекла», которая разрушит прекрасные витражи, если не удалить заражённые стёкла. Болезнь стекла начинается с одного стекла и постепенно распространяется на всё окно, а затем и на другие окна.

Металлурги обнаружили, что когда металлические руды подвергаются определённому давлению, они теряют прочность и становятся слабыми, пока давление не будет снято.

Значат ли эти вещи что-нибудь для «человека с улицы»?

Конец бесплатного фрагмента книги. Если Вы хотите прочитать её полностью - купите её!

А далее вас ждёт:

Предисловие 6
Введение 8
Глава I. Вначале 14
Глава II. Сущее как оно есть 21
Глава III. Универсальность жизни и разума 29
Глава IV. Жизнь и разум среди атомов 38
Глава V. История вещества 54
Глава VI. Субстанция и не только 66
Глава VII. Парадокс науки 82
Глава VIII. Силы природы 92
Глава IX. Лучистая энергия 101
Глава X. Закон притяжения 112
Глава XI. Теория динамического мышления 127
Глава XII. Закон вибрационной энергии 140
Глава XIII. Загадка Сфинкса 148
Глава XIV. Тайна разума 162
Глава XV. Тончайшие силы разума 167
Глава XVI. Мысль в действии 177
Об авторе 188
О переводчике 199
Читайте другие книги автора 201

ИздательствоДом Камбо
АвторЙог Рамачарака (Уильям Уокер Аткинсон, Терон К. Дюмон)
ПереводчикМихаил Титов
Дата написания1906
Дата издания2023
Языкрусский
Кол-во страниц202
ТипЭлектронная версия
Отзывов нет
Меню
0Корзина
Товар добавлен в корзину!
Товар добавлен в список избранных
Профиль