- Обзор
- Характеристики
- Отзывы (0)
- Оглавление
Введение. Стремление к достижениям
Стремление к достижению - первое необходимое условие характера ученика. Пока это стремление не зародится в природе и не даст о себе знать, человеку бесполезно пытаться вступить на путь ученичества. Честолюбие - это инструмент, с помощью которого оно обычно появляется на великом поле человеческой природы.
Душа человека покоилась бы в апатии и наслаждении на протяжении воплощения за воплощением, в то время как земля, созданная как его школа, прошла бы путь от юности к старости и распаду, если бы не волнения и удары этого самого пронзительного инструмента.
У амбиций есть аспект, который является славным и почти святым, и когда этот аспект рассматривается, можно полностью потерять из виду тот факт, что в борьбе на физическом плане никто не может преуспеть, не оставив других позади, и никто не может подняться, не раздавив других под собой. Эта разрушительная сила инструмента в его непрерывной работе среди людей может быть полностью упущена из виду, когда она возвышает героя и ставит его в положение полубога.
Многие из тех, кто потерпел поражение в борьбе или остался позади в гонке, смотрят вверх от бесчестья, в которое они попали, или смотрят вниз по длинной дороге успеха, по которой их ноги бессильны ступить, восхищённым, даже обожающим взглядом.
Если они принимают неудачу как нечто неизбежное для себя и естественное следствие любого их усилия, то они не годятся для того, чтобы перейти с арены человеческих страстей в школы учеников. Они должны подождать, пока в них не зародится семя силы, прежде чем они смогут вступить на путь бессмертия. Необходимо уметь опережать других, превосходить их в прилежании и упорстве, становиться быстрым благодаря соперничеству, быть стремительным бегуном в забеге, чтобы овладеть той поднимающей, возвышающей силой, которая поднимается внутри и переносит человека из места его рождения на высшую ступень лестницы социальной жизни.
Никакие препятствия не могут помешать продвижению того, кто обладает этой силой внутри себя; он идёт вверх, как под действием силы природы, и это факт, что ему помогает и поднимает вверх сверхъестественная сила, притягиваемая к нему и собираемая вокруг него огнём, зажжённым внутри него самого. Он не может быть одним из обычного стада, бессловесным, загнанным скотом, который толпится на земле, пасётся в своё удовольствие или терпит лишения без желания изменить свою участь.
Искра, горящая в нём, заставляет его трудиться усерднее, чем любой загнанный зверь, прилагать больше усилий к выполнению поставленной задачи, чем любой раб под кнутом хозяина. Человек окружён силами и мощью, которые работают с ним в его сложном пути, и тот, кто честолюбив, находит пути, открытые перед ним, и ступени, которые сами собой появляются; он поднимается вверх с помощью этих средств естественно и без затруднений, как птица взмывает в воздух, а развоплощённый дух парит в эфире и далее в духовных пространствах. Сила, которая находится в его распоряжении, полностью принадлежит материальному миру. Она действует как инструмент для его пробуждения, которым пользовались мастера и проводники людей; и когда он откликается и загорается от её прикосновения, она окутывает его, и он обитает в ней.
То, в какой задаче он хочет преуспеть, совершенно неважно, все задачи равны в глазах учителей; но если он однажды посчитает выбранную им задачу низкой или меньшей, чем другая, то, если он действительно силён, он преуспеет в ней, а затем отложит её в сторону и выберет самую высокую и суровую задачу, какую только сможет постичь. Мастера знают, что путь от пустого безразличия к желанию стать учеником лежит через честолюбие, и они смотрят на сердца государственных деятелей и политиков, тех, кто преуспел в любом искусстве, тех, кто стал выдающимся в любой сфере жизни.
Но честолюбие - суровый учитель, и оно не так-то легко сдаётся тем, кто им охвачен. Только когда оно истощено постоянными упражнениями, только когда человек снова и снова побеждает в одном воплощении за другим, только когда успех становится для него утомительным, а высокие места на земле кажутся ему низкими и бедными, он начинает быть готовым выйти за его пределы. И только так его можно уничтожить. Нет другого метода; нет королевской дороги. Каждый человек должен прийти к желанию возвысить себя, должен дойти до того момента, когда превзойти своих собратьев станет вдруг и навсегда презренным в его глазах, ниже достоинства и величия его души, и тогда он уничтожит честолюбие и изгонит его из себя, как сорняк из земли. Он поймёт, что сила, которую он развил, должна быть использована не для того, чтобы превзойти, а в стремлении достичь.
Достижение во всех отношениях отличается от честолюбия, отличается по происхождению и развитию, отличается и по результатам. Честолюбивый человек - угроза и опасность для всех остальных; человек, чьё желание - достижение, - друг для всех, кто также стремится к достижению. В сфере, где честолюбие является самым мощным инструментом для возбуждения людей и самым сильным стимулом к действию, есть только определённое пространство: Земля не может быть усеяна великолепными произведениями искусства и литературы высочайшего уровня. Тогда не будет ни зрителей, ни покупателей. Невозможно также разделить почести в гонке; только один может прийти первым к цели. Успех для одного означает неудачу для других. Это необходимое условие ограниченного физического состояния. Но как только человек начинает желать достижения, он отступает к большему пространству, которое он может найти только в себе. Расти, становиться, быть - эти усилия, предпринимаемые независимо от всех конечных и временных результатов или проявлений, переносят сознание в бесконечность, где нет ни пространства, ни ограничений. Здесь есть место для всех, и духи вырастают до огромного роста бок о бок, без каких-либо трудностей или возможности посягательства одного на другого. Поэтому нет необходимости топтать друг друга. Все одинаково тянутся к высшей силе, которая является их жизнью и светом, и у всех одинаково есть место и пространство для того, чтобы стать великими. Никто не желает возвышаться над своими собратьями, и никому не нужно этого делать, чтобы осуществить достижение, которое является его целью.
Переход с одного уровня сознания и знания на другой, более высокий, постоянно, в соответствии со своей способностью подниматься вверх, - вот к чему он стремится; а другие, прилагающие те же усилия, являются для него друзьями и единомышленниками, а не соперниками, которых можно подавить или обогнать. В самом высоком святилище искусства, когда лидеры людей в поэзии, музыке или живописи встречаются в возвышенной атмосфере, как это иногда случается, это условие признается, как возможность, хотя время и пространство запрещают его реализацию. Ибо тогда эти великие души думают только об искусстве, ради которого они живут, и забывают о себе; но, когда их работа облекается в такую форму, что другие могут понять её, ограничение физического состояния побеждает.
Один должен превзойти других; одному должен достаться приз, венок победителя, корона славы вождя. Не может быть равенства даже среди самых великих, пока они находятся в рабстве физического существования и подвержены его узости, или, скорее, пока работа, выполняемая ими, находится в этом рабстве и узости. Как только человек осознаёт, что его лучшая работа совершается за пределами физического тела, где есть место для всех, чтобы вырасти до уровня гигантов и стать как бог, тогда он находит себя равным с теми, кто также вошёл в эту свободу. Удовольствие от такого общения невообразимо для тех, кто всё ещё живёт в состоянии соперничества и видит в каждом таком же совершенном человеке, как и он сам, того, кто может стать его погибелью, поскольку, возможно, превосходит или опережает его.
Никто не может стать смертью другого, за пределами физического мира, где духи людей помещены в нищенскую среду вселенной с целью привить им желание подняться. За пределами этого ограничения преобладают совершенно иные условия. Духи людей приняли это ограничение и согласились войти в него ради своей выгоды; а Гений расы попросил и обеспечил эту великую возможность для развития своей отсталой паствы. Поэтому мы обязаны в соответствии с договором, который он заключил от нашего имени, поднять себя с того низкого места, на котором мы находимся, и отправиться в регионы за его пределами, для нас загадочных и очень удивительных. Это можно сделать только с помощью силы, созданной в нас упражнением честолюбия. Все должны прийти к этому и пройти через это, все должны быть возбуждены той материальной страстью, чтобы из неё возникла та духовная сила и способность к самовозвышению.
В далёком будущем два человека будут бороться на земле за овладение ею, как вначале боролись Каин и Авель; они столкнутся друг с другом на высшем интеллектуальном плане, в царстве, населённом теми существами, которые наполняют вены природы и являются добровольными друзьями человека, удерживая вместе арену, на которой он борется. И когда один из них побеждает, как он и должен, и уходит с места битвы, последний, оставшийся на нём, следует за ним, возвышенный страстным желанием подражания, которое равнозначно честолюбию. И тогда добровольные друзья, которые так долго стояли рядом с человеком в его стремлении победить зло и леность собственной природы, с радостью вернутся на свои места в бесконечном порядке, ликуя, и этого тёмного мира больше ничего не останется.
Чтобы помочь в достижении этой цели, столь желанной для Гения расы и Друзей расы, каждый человек должен стремиться вверх. Честолюбие - это то, что пробуждает обычного человека и даёт ему силы, в конце концов, выйти за рамки, отбросить всё, поднять голову за пределы тьмы и путаницы земли к чистому эфиру и стремиться к достижению.
John Silver, Казань, 08.06.2022
Сказка I
В том эфире, в котором Земля движется своим упорядоченным шагом, обитает бог, который любит людей. Он не Высшее Существо, не центр всего сознания, не Спаситель людей. Он - Бог, чьи слуги и дети являются друзьями человека и формируют прекрасную природу, в которой они обитают, и позволяют ему создавать дома, жилища и мастерские в этой природе, слишком часто портя её, как дети портят свои игрушки.
Он сидит в своей цитадели, за пределами тёмного мира, и наблюдает за состязаниями, происходящими в нём.
Ему принадлежат места наслаждения, сады и прекрасные места неземного мира. Он принимает в них всех неспасённых и непробуждённых людей и служит их нуждам.
Однажды перед ним, в самом святилище его цитадели, предстал человек и спросил: «Ты - Верховный Отец?»
И он сказал. «Нет».
Человек сказал: «Я хочу увидеть Верховного Отца».
«Приляг среди цветов и отдохни», - был ответ. «Ты не готов».
«Ты очень щедр», - сказал человек. «Ты даёшь красоту и комфорт, и ты даёшь время».
«Да», - был ответ, - «Меня зовут Щедрый».
«Если ты можешь дать так много, то дай мне право обратиться к Высшему».
«Этого я не могу. Каждый человек получает это право сам, когда он готов. Этого не может дать никто другой».
«Но, - сказал человек, - я не знаю, как его получить».
«Ты узнаешь, когда будешь готов. Я твой друг, и я советую тебе прилечь среди цветов и отдохнуть».
Человек отвернулся и вышел из белого дворца, в котором он произносил своё обращение; как только его ум отвлёкся от смелой мысли, которая привела его в этот дворец, его охватило огромное желание отдохнуть. И вдруг без всякого усилия, не сделав, по-видимому, никакого движения, он очутился в поле цветов, которое всегда было полно цветов для тех, кто странствует по земле и выходит из своего физического тела. Там было очень красиво, и он лёг на душистую траву, среди которой цвели все цветы, которые он любил больше всего, независимо от того, был ли для них сезон на земле или нет; и некоторые из томных запахов, доносившихся до него, напоминали ему о матери, некоторые - о детстве, а другие навевали воспоминания о его страстной мужской жизни. Его существо поддалось радости всего этого облака сладости, стало его частью, и он заснул.
Его физическое тело лежало на больничной койке без сознания, а душа спала среди цветов. Бог, любящий людей, пришёл на поле, где по его приказу многие улеглись спать; и он посмотрел на этого человека. Тело души было прозрачным, и он увидел, что беспокойство возбуждённого мозга утихает; он увидел, что сердце пылает любовью. И из этого сердца поднялась тонкая колеблющаяся форма, стройное растение с прекрасным и очень сладким цветком.
«Уже!» - сказал Щедрый; «он уже новопосаженный, неофит. Он быстро вырастет и скоро не будет нуждаться во мне».
И затем он прошёл дальше, чтобы взглянуть на многих других, чьи сердца лежали в немоте и холоде, и кто, отдыхая в бесплотном пространстве, смотрел вниз на землю и тосковал по её тёмным местам. Таким людям он мог служить и помогать с помощью волшебной силы, известной только ему одному.
Позже пришёл Другой, который часто ходит по этому полю; и когда Он увидел стройное растение и цветок на нём, Он склонился над спящей фигурой.
Врач, стоявший у больничной койки, сказал: «Он будет калекой всю свою жизнь».
Сестра милосердия, стоявшая по другую сторону, перекрестилась, ибо её охватило странное чувство, что там находится кто-то другой, кроме них самих.
Щедрый увидел, что душа вернулась в страдающее тело.
«Он взял крест», - сказал он, - «Он дойдёт».
О необходимости горечи
Жизнь настолько сладка, что никто не может догадаться о её сладости, и ни один человек не может попробовать больше, чем чуть-чуть из этого богатства. Многие вещи, несказанно сладкие, являются радостью для всех людей, частью общего наследия расы. Воздух и свет, способность дышать, способность видеть - всё это относится к этому порядку. Но для каждого мужчины и каждой женщины существуют отдельные и тонкие сладости, которые принадлежат исключительно тому, кто ими наслаждается. Так щедра Природа, так щедра сверхприрода, что каждому существу, которое живёт, жило или будет жить в их владениях, неотъемлемо посвящена особая капля сущности всей сладости, которая рано или поздно достигнет сознания этого существа, прежде чем пройдёт срок его жизни. И так происходит в каждом воплощении; каждому посвящена особая капля, но иногда человек, чувствуя, что ему не удалось постичь всю её сладость, что он всё ещё не удовлетворён, требует, чтобы она снова была выдана ему в другом воплощении. Тогда его законная мера наслаждения хранится для него, хранится в охраняемом месте, где хранятся блага людей, нетронутая только ими самими и теми, чья задача - помочь им обеспечить то, что принадлежит им, но что иногда недосягаемо. Пусть никто не забывает, что это факт, ни один человек не обманут и не обделён. Если его жизнь проходит без сущности сладости, которая стремится к нему, отдаваясь ему в полном экстазе, то это потому, что он не смог дотянуться до неё, потому что он не поднял себя на тот уровень, где она ждёт его. Тот, кто знает пресыщение, - это существо, лишённое способности к росту и движению вперёд. Вкушать удовольствие так часто, что оно становится утомительным, потому что нет другого в пределах досягаемости, значит признать поражение и неудачу. Человек, который пресытился и не делает никаких усилий, чтобы подняться и идти дальше, не может найти свежесть ни в чём другом, кроме как в познании того, что есть горечь. Воды горечи всегда рядом, чтобы освежить и взбодрить унылые души.
Горечь сильно отличается от того, что не является сладким. Она проистекает из позитивного источника зла, источника, из которого исходит реальная враждебность к человеку. У человека много врагов, чья ненависть к нему вызвана его собственной глупостью и заблуждениями. Они желают просто смести его, вычеркнуть из жизни. Но его друзья сильнее. В этой связи есть замечательное обстоятельство, которое вселяет мужество и надежду в тех, кто трудится на благо расы и осознаёт это. Враги человека враждебны ему из-за его личных действий, из-за его преступлений. Но его друзья дружелюбны, потому что они знают о его великой судьбе и понимают, что его спасение должно быть совершено. Поэтому они работают на будущее и неустанно; тогда как его враги могут устать преследовать его или удовлетвориться свершившейся местью.
Друзья человека настолько сильны, что его враги могли бы замолчать и отойти в сторону (как в некоторых отдельных случаях и происходит), если бы не вода горечи, необходимая для здоровья расы. Когда вся раса станет по-настоящему гуманной, подобно отдельным людям, которых время от времени полностью защищают от них, тогда враги отступят и забудут свою вражду. Ибо именно Любовь, чистая и простая, является для человека и кормилицей, и проводником, и учителем, и Владыкой, и Судьёй.
Некоторые люди так глубоко погружаются в воды горечи, что им кажется, будто раса была создана исключительно для того, чтобы их мучили и предавали. Их обманули во всех сладостях, их гоняют туда-сюда среди трудностей, поднимающихся со всех сторон, они не могут найти ни мира, ни покоя. В таком состоянии им невозможно постичь смысл происходящего; только когда враги загнали их так далеко, что их сопротивление исчерпано, и они обращаются с просьбой о милости и прощении забытого греха, который в этот мистический момент начинает возвращаться в их сознание - только тогда, когда они опускаются, чтобы поклониться, и вдруг обнаруживают, что покоятся на мягчайшем ложе из цветов, посреди всей сладости - только тогда смысл горечи проникает в пробуждающийся дух. Его применение победило зло внутри, как это рано или поздно должно произойти, и в тот момент, когда зло уступает давлению, высшая часть человека заявляет о себе и ясно показывает ему причину всех его бед.
Но жизнь может проходить во мраке отчаяния - да, одна жизнь за другой. И всё это время страдалец должен оставаться в неведении просто потому, что он ещё не достиг состояния, в котором понимание возможно для него. Поэтому ангелы не остаются горевать, когда люди, из-за горечи, в которой они пребывают, становятся скептиками и материалистами. Такое отношение ума является лишь частью временного состояния и естественно проходит вместе с ним.
Враги человека, которые таким образом окружают и запугивают его, не являются другими людьми. Другое дело, что ненависть и вражда существуют между самими людьми. Месть сладка, битва сладка, завоевание сладко. Всё, что связано с борьбой между равными, относится к числу вещей, приносящих удовольствие. Между человеком и его настоящими врагами нет равенства, между ними нет возможности борьбы. Как человек никогда не может по-настоящему бороться с силами природы, а может лишь с благодарностью принимать их щедрость и укрываться, насколько это возможно, от их жестокости, так и с этими невидимыми силами.
Несчастья, неудачи, болезни, неверность кажущихся друзей - всё это приходит по их велению и находится под их контролем. Вокруг того, кто отдаётся им, поднимается море бед, так что ему самому кажется, что он совершенно одинок в нём, не на кого смотреть, не к кому обратиться, нигде нет помощи. Но такая ситуация возможна, допустима только тогда, когда человек достаточно силён, чтобы вынести её, и когда его жизнь была такого характера, либо в этом, либо в предыдущих воплощениях, что только горечь может привести его к лучшему состоянию. Пока есть нераскаянный грех, горечь необходима. А таинственные силы, которые вплетаются в жизнь человека и направляют её, рано или поздно вовлекут его в такое ужасное положение, что горечь войдёт в него и уничтожит само воспоминание о сладости, которую он знал.
Оглавление 2
Введение. Стремление к достижениям 3
Сказка I 10
О необходимости горечи 13
Сказка II 18
О том, что вечно 37
Сказка III 44
В определении направления 52
Сказка IV 57
О том, что достижимо 69
Сказка V 74
О камнях на пути 77
Сказка VI 81
По пути креста 91
Сказка VII 95