Культура памяти: наука наблюдать, запоминать и вспоминать

Оставить отзыв
В избранное
Книга "Культура Памяти: Наука Наблюдать, Запоминать И Вспоминать" (1903) Йога Рамачараки - это руководство по развитию памяти и увеличению умственной гибкости. Автор смотрит на память как на навык, который можно тренировать. Он объясняет основные принципы улучшения памяти и предлагает множество практических советов и упражнений. В книге исследуются психологические аспекты памяти, механизмы запоминания и вспоминания информации, а также различные техники запоминания. Автор помогает читателям применить эти...
ИздательствоДом Камбо
АвторЙог Рамачарака (Уильям Уокер Аткинсон, Терон К. Дюмон)
ПереводчикМихаил Титов
Дата написания1903
Дата издания2024
Языкрусский
278
В наличии
+
Бонус: 13.9 !
Бонусы вы можете использовать на покупку товаров в нашем магазине.
Купить
  • Обзор
  • Характеристики
  • Отзывы (0)

Книга "Культура Памяти: Наука Наблюдать, Запоминать И Вспоминать" (1903) Йога Рамачараки (псевдонима Уильяма Уокера Аткинсона) в переводе Михаила Титова является практическим руководством по развитию памяти и повышению умственной гибкости. Автор в своей книге предлагает уникальный подход к изучению памяти, рассматривая её не как статичный фактор, а как навык, который можно тренировать и совершенствовать. Рамачарака раскрывает основные принципы улучшения памяти и предлагает читателям множество практических советов и упражнений. Он исследует психологические аспекты памяти, объясняет механизмы запоминания и вспоминания информации, а также предлагает различные техники запоминания, включая ассоциативные связи, визуализацию и методы мнемоники. Автор не только передаёт свои знания и опыт, но и помогает читателям применить эти методы в повседневной жизни. Книга "Культура Памяти" является ценным ресурсом для тех, кто хочет повысить эффективность своей памяти, развить познавательные способности и достигнуть лучших результатов в учёбе, работе и жизни.

Введение

Книга "Культура Памяти: Наука Наблюдать, Запоминать И Вспоминать" является настоящим сокровищем для всех, кто стремится развить свои познавательные способности и повысить эффективность своей памяти. Автором этого произведения является Йог Рамачарака, псевдоним Уильяма Уокера Аткинсона, известного американского писателя и психолога начала XX века.

В книге, переведённой Михаилом Титовым, Рамачарака предлагает уникальный подход к изучению памяти и её развитию. Автор не только раскрывает основные принципы улучшения памяти, но и даёт ряд практических советов и упражнений, которые помогут читателю преодолеть забывчивость и повысить свою умственную гибкость.

Одной из ключевых концепций, заложенных в основу книги, является идея о том, что память – это не статичный и неизменный фактор, а скорее навык, который можно тренировать и совершенствовать. Автор предлагает читателям различные методики и стратегии, направленные на активизацию и укрепление памяти.

В "Культуре Памяти" Рамачарака также освещает психологические аспекты памяти, исследуя механизмы запоминания и вспоминания информации. Он объясняет, как наше сознание обрабатывает и хранит информацию, а также как использовать эти знания для улучшения своей памяти.

Неотъемлемой частью книги является исследование различных техник запоминания, таких как ассоциативные связи, визуализация, методы мнемоники и другие. Рамачарака подробно описывает каждую из них, предоставляя читателям практические инструкции и примеры, которые помогут им усвоить эти методы и применить их в повседневной жизни.

Книга "Культура Памяти: Наука Наблюдать, Запоминать И Вспоминать" является ценным ресурсом для всех, кто стремится к саморазвитию и повышению своей памяти. Она позволит читателям обрести новые знания и навыки, которые помогут им стать более эффективными в работе, учёбе и повседневной жизни.

С уважением, Михаил Титов. 16.01.2024

Глава I. Хранилище подсознания

Мы не сможем сформировать чёткое представление о природе памяти или о правилах, управляющих способностями запоминания и припоминания, если не поймём кое-что о той огромной области разума, которая известна психологам как подсознательная область ментальности. Раньше считалось, что разум осознает всё, что происходит в нём самом, но передовые мыслители нашего века теперь признают, что сознание составляет лишь малую часть всех ментальных процессов. Подсознательные идеи, впечатления, ощущения и мысли играют самую важную роль в мире мысли. Теперь мы понимаем, что в каждом сознательном действии есть много того, что относится к области подсознания. В каждом сознательном действии есть фон подсознания.

За полем сознания лежит великая область подсознания. В этом подсознательном легионе содержится множество мистерий, привлекающих внимание психологов и других мыслителей, результаты исследований и трудов которых оказывают существенное влияние на мышление эпохи. Было подсчитано, что менее десяти процентов умственных операций в повседневной жизни выполняются на сознательном уровне, а остальная часть работы приходится на большие подсознательные области разума. То, что мы называем сознательным мышлением, - это всего лишь вершины затопленных гор, огромное тело которых скрыто водами. Мы находимся как будто в лесу тёмной ночью, наш фонарь отбрасывает вокруг нас маленький светящийся круг, за которым находится большое кольцо сумерек, а ещё дальше - абсолютная тьма. И в этих сумерках, и в этой темноте совершается работа, результаты которой, когда это необходимо, продвигаются в круг света, который мы знаем как сознание.

Память - это, прежде всего функция нашей подсознательной психики. В великой области подсознания находится великое хранилище памяти. С момента получения впечатления и до того момента, когда оно снова попадает в поле сознания, работают подсознательные способности. Мы получаем и храним впечатление – а где мы его храним? Не в области мозга, иначе оно всегда было бы перед нами. Оно хранится в глубине подсознания, помещённое среди других впечатлений, часто так небрежно, что мы находим его почти невозможным, когда оно снова нам нужно. А когда оно хранится в течение многих лет, которые часто проходят между откладыванием впечатления и его последующим возрождением? Что происходит, когда мы хотим вспомнить впечатление? Простой приказ, исходящий от Воли, приказывающий работнику подсознательного склада найти и привести в светлое состояние впечатление, отложенное так давно. И в той степени, в какой эти работники были обучены выполнять свою работу и привыкли к своей задаче, они преуспевают в разумном повиновении приказам Воли. И в той мере, в какой они были научены бережно хранить вещи, переданные в их ведение, и тщательно отмечать местонахождение сокровищ, переданных им, они умеют и быстро приносить их к свету, когда им велят.

Сознание нельзя рассматривать как синоним разума. Если рассматривать сознание и разум как соэкстенсивные понятия и отбросить идею подсознательного поля ментальности, то мы будем в растерянности, пытаясь объяснить, где во время определённого состояния сознания находится весь остальной разум; где все остальные части ментального убранства, кроме конкретной части, которая используется в данный момент. Поле сознания в любой конкретный момент очень ограничено и напоминает взгляд в телескоп или микроскоп, где человек видит только то, что находится в поле зрения прибора, а всё, что находится вне этого поля, на данный момент как бы не существует. Ум постоянно наполнен идеями, мыслями, впечатлениями и т. д., которые мы совершенно не осознаём, пока они не попадают в поле сознания.

Считается, что каждое полученное впечатление - каждая мысль, которую мы развиваем, каждое действие, которое мы совершаем, записывается где-то в этом великом подсознательном хранилище ума, и ничто никогда не забывается абсолютно. Многие вещи, которые, казалось бы, были забыты в течение многих лет, всплывут в поле сознания, когда их вызовет какая-то ассоциация, желание, потребность или стресс. Многие ментальные впечатления, вероятно, никогда не будут вновь вызваны в поле сознания, так как в этом нет необходимости, но останутся в подсознании безмолвно, но властно, формируя наши мысли, идеи и действия. Другие впечатления будут скрыты в глубоких недрах разума, ожидая часа, когда их снова можно будет использовать, подобно тому, как огонь освещает и исцеляет: он скрыт в угле в незакрытых пластах земной поверхности, ожидая времени, когда его извлекут наружу для использования.

В каждый момент времени мы осознаём лишь очень малую часть того, что хранится в нашем сознании. Многие вещи, которые, казалось бы, забыты и которые мы часто пытаемся вспомнить, в какой-то момент, как бы сами по себе, приходят в поле сознания без приглашения. Мы часто пытаемся вспомнить какую-то вещь, но она оказывается неуловимой, и мы прекращаем свои усилия, но через некоторое время вдруг эта идея вспыхивает прямо в ослепительном свете сознания. Похоже, что наше желание вспомнить часто приводит в действие молчаливых работников подсознания, и спустя долгое время, когда мы уже почти забыли о желании, они триумфально возвращаются, принося с собой желаемое впечатление. С другой стороны, чужое слово может открыть обширные области памяти, о существовании которых мы уже давно забыли. Часто во сне мы видим давно забытые лица, узнаём голоса, тональность которых угасла много лет назад. Многие события, которые были настолько полностью забыты, что никакое усилие воли не способно их вспомнить, всё ещё кажутся прочно запечатлёнными где-то в подсознании, и какой-то необычайный стимул, напряжение или физическое состояние вызывают их на свет так же свежо и ярко, как впечатления вчерашнего дня.

Люди в бреду, сопровождающем лихорадку, часто рассказывают о вещах, которые они полностью забыли, и о которых они не смогли вспомнить ни одной детали после выздоровления, но которые, как выяснилось в ходе расследования, действительно происходили в их детстве или юности. Утверждается, что тонущий человек часто вспоминает события своей прошлой жизни, и многие интересные случаи из этой области описаны в стандартных работах по психологии. Сэр Фрэнси Бофорт после спасения от утопления заявил, что "каждое происшествие моей прежней жизни, казалось, проходило перед моими воспоминаниями в ретроградном порядке, не просто в общих чертах, но картина была заполнена всеми мельчайшими и сопутствующими особенностями, составляя своего рода панораму всего моего существования".

Кольридж рассказывает историю о молодой женщине, не умевшей ни читать, ни писать, которая, будучи охвачена лихорадкой, начала говорить на латыни, греческом и иврите. Целые листы её бреда были исписаны, и оказалось, что они состоят из предложений, понятных сами по себе, но слабо связанных друг с другом. Из её изречений на иврите лишь несколько можно было соотнести с Библией, а большинство, похоже, относилось к раввинскому диалекту. Женщина была грубо невежественна, и о всякой хитрости не могло быть и речи, и, как правило, считалось, что она одержима дьяволом. Один физикарий, сомневавшийся в теории одержимости бесами, решил разгадать эту тайну и после долгих поисков выяснил, что в возрасте девяти лет за ней ухаживал старый священнослужитель. Духовник имел привычку ходить вверх и вниз по коридору дома, в который выходила кухня, и декламировать ей отрывки из раввинистических писаний, а также цитаты из латинских и греческих отцов. Его книги были изучены, и оказалось, что в них содержатся все отрывки, которые произнесла девушка. Лихорадка заставила хранилище подсознания извлечь на свет некоторые из его древнейших сокровищ.

Карпентейг рассказывает историю одного английского священника, который посетил дом, о котором он не помнил, что когда-либо видел его раньше. Но когда он приблизился к воротам, у него возникло очень яркое впечатление, что он уже бывал здесь, и ему показалось, что он видит не только сами ворота, но и ослов под аркой, и людей на вершине. Он очень переживал по этому поводу и через некоторое время спросил свою мать, не может ли она пролить свет на эту тему. Она сообщила ему, что, когда он был маленьким ребёнком восемнадцати месяцев от роду, она отправилась с большой компанией в этот замок и взяла его в повозку, запряжённую ослом; что некоторые из людей обедали на крыше ворот, а ребёнка оставили внизу со слугами и ослами. Во время второго визита вид ворот вызвал в памяти все старые детские воспоминания, хотя и показался сном.

В Аберкромби рассказывают историю о даме, умирающей в доме за городом. Её малолетняя дочь была привезена из Лондона, чтобы навестить её, и после короткой беседы вернулась в город. Мать умерла, и младенец вырос в женщину, не имея ни малейшего представления о своей матери. Когда она была уже женщиной средних лет, ей довелось посетить дом, в котором умерла её мать, и войти в саму комнату, хотя она не знала, что это та комната, в которой умерла мать. Когда она вошла в комнату, её охватил страх, а когда друг поинтересовался причиной её волнения, она сказала, что очень живо помнит, как была в этой комнате раньше, и что дама, лежавшая в углу и, похоже, очень больная, склонилась над ней и плакала. И вот впечатление, хранившееся в подкорке детского мозга, оставалось неизвестным до тех пор, пока его обладатель не достиг среднего возраста, когда при виде комнаты впечатление ожило и память выдала некоторые из своих секретов.

Есть все возможные основания утверждать, что ничто никогда не забывается окончательно, как только оно запечатлелось в сознании. Ни одно впечатление, однажды зафиксированное, никогда не перестаёт существовать. Оно не теряется, а просто становится неясным и существует вне поля сознания, в которое, однако, оно может быть вызвано спустя долгое время каким-то актом воли или ассоциацией, в зависимости от обстоятельств дела. Правда, многие впечатления никогда не воскрешаются, либо волевым усилием, либо непроизвольно, через ассоциацию, но впечатление всё равно остаётся, и его влияние проявляется в наших действиях и мыслях. Если бы мы могли проникнуть в глубины подсознания, то нашли бы там все впечатления, когда-либо полученные разумом, записи всех мыслей, когда-либо рождённых нами, память о каждом действии нашей жизни. Все эти вещи были бы там - невидимые, но оказывающие на нас подсознательное влияние. Мы такие, какие мы есть сегодня, благодаря тому, что мы думали, говорили, видели, слышали, чувствовали и делали вчера. Человек - это совокупность своих вчерашних поступков. Нет ни одной мысли, ни одного поступка или впечатления в нашей прошлой жизни, которые не повлияли бы на наше нынешнее интеллектуальное и моральное состояние. Наши сегодняшние мнения и мысли в значительной степени являются результатом долгой череды небольших впечатлений прошлого, давно забытых и, возможно, никогда не вспоминаемых.

В других главах этой книги мы займёмся темой тренировки подсознательных способностей, чтобы тщательно хранить, помнить о местонахождении того, за что они отвечают, и быстро находить и приносить, по команде Воли, желаемое. Мы увидим, что память способна к бесконечному совершенствованию, тренировке и культуре. Когда мы осознаем, что ничто не является абсолютно "забытым", мы начинаем видеть огромные возможности в направлении совершенствования искусства получать впечатления, хранить их и вспоминать. Мы увидим, что чем яснее мы воздействуем на подсознание, чем бережнее храним это впечатление, тем легче мы сможем снова вызвать его в поле сознания. И мы увидим, как замечательно можно обучить работников подсознания искать и находить то, что мы хотим, - как мы можем управлять ими, как и другими людьми, подчиняющимися нашим приказам.

Глава II. Внимание и концентрация

В психологии существует закон, что интенсивность первоначального впечатления определяет степень будущего воспоминания, и что интенсивность впечатления зависит от внимания, которое уделяется субъекту или объекту, производящему это впечатление. Переживания, которые оставляют наиболее постоянный и интенсивный след в сознании, - это те переживания, которым была уделена наивысшая степень внимания. Некоторые авторитеты идут ещё дальше и утверждают, что внимание к делу - это самая важная интеллектуальная привычка, которая только возможна для человека, и что каждый человек способен развить в себе определённую степень гениальности, развивая силу сосредоточенного внимания, которая способна почти бесконечно возрастать при упорной практике. Было сказано, что именно разная степень внимания, а не какие-либо различия в абстрактной силе мышления, составляет те большие различия, которые заметны между умами разных людей, и что внимание составляет большую половину всей интеллектуальной силы.

Подсознательная часть разума хранит все впечатления, полученные через органы чувств, независимо от того, уделяется ли внимание субъекту или объекту, но поскольку такие впечатления не являются обычными и не подлежат сознательному вызову через память, они очень мало полезны для нас в области сознания, и для этой цели их практически как будто не существует. Поэтому для нашей цели мы можем предположить, что без, по крайней мере, некоторой степени внимания никакое длительное впечатление не сохраняется. В этом смысле мы можем сказать, что недостаточно, чтобы объект передал впечатление через пути органов чувств в мозг, но для того, чтобы что-то запомнилась, необходимо внимание и сознание в момент первичного впечатления.

Чтобы проиллюстрировать разницу между сознательным вниманием и получением впечатлений через органы чувств, давайте представим себя на оживлённой улице в Чикаго. Тысячи объектов предстают перед нашим зрением, тысячи звуков передаются в наш мозг через органы слуха, наше обоняние получает впечатления, наши чувства также выполняет свою работу, поскольку люди вступают в контакт с нами или мы сталкиваемся с предметами. Посреди этой путаницы видов, звуков, запахов, ощущений, когда все пути чувств открыты и получают впечатления, мы можем быть сосредоточены на одном конкретном виде, звуке или даже мысли, а всё остальное, что происходит вокруг нас, как будто не происходит. И всё, что мы можем с готовностью вспомнить о том конкретном моменте, - это то, на что мы пристально смотрели, то, к чему мы пристально прислушивались, или та конкретная мысль, которая занимала наш ум в тот момент.

Большая часть вещей, которые мы видим, слышим и чувствуем, почти сразу же забывается, потому что мы уделили им лишь незначительную долю внимания. Говорят, что плохая память - это практически плохое внимание, и что привычка к небрежному наблюдению - близнец недостаточной памяти. В других частях этой книги мы обращаемся к этому аспекту темы и даём инструкции и упражнения для культивирования и развития внимания.

В вопросе о том, может ли человек уделять внимание более чем одному объекту одновременно, существовали разногласия. Лучшие авторитеты сейчас, кажется, согласны с тем, что ум может заниматься только одним делом одновременно, но он способен переходить от одного объекта к другому, туда и сюда, с удивительной быстротой, которая заставляет человека предположить, что он направляет своё внимание на два или более объектов в одно и то же время. Некоторым очень занятым людям приписывают способность делать два или более дел одновременно, но считается, что эти люди просто развили в себе способность перескакивать с одного дела на другое с наибольшей быстротой. Грэнвилл, говоря об этой практике, утверждает, что это "своего рода умственный полёт на трапеции, при котором исполнитель часто получает ужасное падение и может навсегда остаться инвалидом". Бэйн подводит итог, говоря: "Никогда не следует забывать о том, что человеческий разум может одновременно заниматься только одной задачей, хотя он может очень быстро переключать внимание и поочерёдно выполнять два или более дел".

Когда ум сосредоточен на одном предмете или объекте, он часто забывает о других достопримечательностях и звуках, которые обычно привлекают его сиюминутное внимание. Так, человек, поглощённый каким-то конкретным делом, может не замечать людей, проходящих мимо него по комнате, или ударов часов в нескольких футах от него. Писатель заметил десятки людей, читающих в Публичной библиотеке Чикаго, не обращая внимания ни на достопримечательности, ни на звуки, ни на течение времени. Они были настолько поглощены своими книгами, что другие могли занимать или вставать с мест рядом с ними, а они не замечали этого и не понимали, что пора закрываться, пока их вежливо не постукивали по плечу и не просили освободить кресло. Мы знаем людей, которые были настолько поглощены "дневными мечтами", что проезжали несколько станций мимо места назначения на машине или поезде. В разгар сражения раны часто остаются незамеченными до поры до времени. О Генри Клее рассказывают, что, желая говорить на важную тему недолго, он попросил одного из своих коллег остановить его по истечении назначенного времени. Он так увлёкся своей речью, что его друг не мог привлечь его внимание, хотя в конце концов, в отчаянии, он несколько раз воткнул большую булавку в ногу Клея. Клэй не обратил внимания на укол, и продолжал говорить ещё долгое время и не чувствовал боли, хотя булавка пропиталась кровью. Впоследствии он заявил, друг не отвлёк его, и, более того, сурово упрекнул его за невнимание к его просьбе.

Рассказывают, что один известный французский писатель был поглощён своей работой в утро резни святого Варфоломея и совершенно не замечал резни, происходившей под его окном. Рассказывают, что один итальянский учёный был сильно увлечён своими экспериментами и не замечал, что на улицах города идёт бой, а когда в сумерках вышел, то с удивлением обнаружил, что войска Наполеона заняли город, а австрийские войска освободили свои владения. Рассказывают, что Сократ однажды отправился в поход добровольцем, но, увлёкшись философскими рассуждениями, остановился и продолжал стоять несколько часов, а когда решил проблему, то обнаружил, что стоит один на равнине, а вся армия находится в нескольких часах марша от него.

Если человек хочет посвятить своё пристальное внимание какому-то предмету, он должен, по возможности, выбрать время и место, где и когда его ум будет свободен от посторонних впечатлений. Если вы хотите заинтересовать друга важным делом, вы не станете искать его, когда он занят другими делами, и никогда не подумаете о том, чтобы представить этот вопрос его вниманию, когда он занят другим делом. Вы будете ждать, пока не найдёте его сравнительно свободным от других интересов, будучи уверенным, что тогда вас внимательно выслушают. Только люди, развившие в себе способность концентрировать внимание, могут на мгновение полностью отказаться от одной темы и уделить всё своё внимание новой. Разумеется! Память следует за вниманием, и лучше всего запоминаются те вещи, впечатления от которых получены, когда ум находится в спокойном состоянии и не занят ничем другим.

Неразделённое внимание даёт удивительно ясные впечатления, значительно увеличивает скорость мышления и придаёт им силу, которой они в обычном состоянии не имели бы. Боль становится более заметной, когда внимание направлено на неё. Было замечено, что, когда внимание направлено на какую-либо часть тела, часто возникает ощущение боли в этой части. И теперь признано, что кровообращение может быть усилено в любом органе и части тела за счёт направленного туда повышенного внимания. Если мы хотим получить самые полные и ясные впечатления от какого-либо объекта или предмета, мы должны сконцентрировать на нём своё внимание. Концентрацию, конечно, можно значительно усилить с помощью практик.

Люди с большим интеллектом отличаются развитой силой внимания, и, с другой стороны, имбецилы и идиоты - почти лишены способности концентрировать внимание. Ум великого человека, следовательно, хранит множество сильных, интенсивных впечатлений, которые он вводит в поле сознания в своей повседневной работе, в то время как человек с недостатком внимания имеет лишь небольшой запас, из которого он может черпать, и, следовательно, он не может проявить силу и изобретательность.

То, что мы знаем о вещах, - это просто то, что мы о них помним. Таким образом, знания человека зависят исключительно от его памяти. А поскольку память зависит от внимания, то внимание - главный фактор знаний. Любому мужчине или женщине будет полезно развить свою способность к вниманию. Научитесь делать что-то одно за раз и делать это лучше всех. Если уделять делу внимание и проявлять к нему интерес, задача или исследование станут приятными, и мы сможем выполнять их хорошо. И мы узнаем об этом всё, что можно узнать. И мы запомним то, что узнали. Хорошо сказал Честерфилд: "На всё хватает времени в течение дня, если делать только одно дело за раз; но в году не хватит времени, если пытаться делать два дела за раз". Лорд Берлигл поддержал его, сказав: "Самый короткий способ сделать много дел - это делать одно дело за раз". Когда мы занимаемся делом, давайте заниматься им; когда мы отдыхаем или играем, давайте не допускать мысли о делах. Давайте любить дела в офисе - давайте ненавидеть их дома.

В противовес вышеизложенной теории сосредоточенного внимания можно привести тот факт, что многие люди способны лучше всего думать, занимаясь каким-либо лёгким занятием, например, шитьём, вязанием, разрезанием листов книги, праздным разглядыванием картин, курением и т. д. Но это кажущееся исключение лишь подтверждает правило, объясняясь тем, что внимание, отвлечённое от главного, естественным образом падает на лёгкое занятие, которое предъявляет к нему лишь минимальные требования и, следовательно, ни в какой степени не отвлекает внимание от главного. Лёгкая задача, по сути, может дать уму небольшую передышку между мыслями. Поэтому, если вам трудно сконцентрировать своё внимание на предмете или объекте, который находится перед вами, вам может помочь заняться какой-нибудь лёгкой задачей. Но пусть "побочная" задача будет лёгкой, так как любая важная побочная проблема неизменно отвлечёт внимание.

При изучении предмета или объекта мы можем получить наилучшие результаты, если будем последовательно обращать внимание на различные детали, а не на объект в целом. Наилучшее впечатление о предмете мы получаем благодаря способности к анализу и абстрагированию. Мы можем добиться незначительного прогресса в интеллектуальной работе, если не будем использовать эту способность к анализу. Мы можем лучше всего узнать вещь в целом, зная её части по отдельности. Как сказал доктор Херинг: "Специализация - мать мастерства". Прежде чем человек научится выполнять сложное движение, он должен сначала научиться выполнять каждую составную часть этого движения. Когда он знает, как выполнить каждую часть, он знает, как выполнить целое. Тот же принцип применим и к интеллектуальному восприятию и приобретению впечатлений. Для тех, кто не имел привычки концентрироваться или направлять внимание на объект или предмет, задача формирования новой привычки окажется трудной и утомительной. Но практика доведёт дело до совершенства, и через некоторое время окажется, что внимание направляется почти автоматически и без усилий. Все желательные качества ума, о которых говорилось в этих главах, могут быть так развиты практикой, что они будут проявляться в нужный момент почти бессознательно. Концентрированное внимание будет проявляться, когда этого требует предмет. Аналогично и с ментальным анализом. Установите однажды ментальную привычку, и ум впоследствии будет следовать ей. Расчистите ментальный путь, и ум впредь будет идти по нему. Секрет достижения - это ПРАКТИКА и постепенное совершенствование.

Глава III. Приобретение впечатлений

Как мы уже объясняли в предыдущей главе, подсознательная функция ума получает каждое впечатление, которое ему предъявляется, и хранит его в своём огромном хранилище. При этом существует очень большая разница в природе получаемых впечатлений. Одни из них очень яркие и сильные; другие - довольно сильные; третьи - очень слабые и неотчётливые. Сила впечатления зависит от интереса, проявляемого к нему умом в момент его возникновения, и от количества добровольного внимания, уделяемого ему. Вещь, вызывающая интерес, или вещь, которой уделяется внимание, производит гораздо более сильное впечатление, чем та, которая вызывает мало интереса или не вызывает никакого внимания, и эту запись гораздо легче восстановить, когда она понадобится.

Придерживаясь нашей иллюстрации подсознательного хранилища, мы можем сказать, что внимание, уделяемое вещи, достигающей разума через органы чувств, определяет размер и форму вещи, которая будет храниться. А интерес, пробуждённый в момент впечатления, придаёт ему цвет. Запомните это: Внимание определяет размер; интерес определяет цвет.

Когда человек хочет вывести на свет какой-нибудь предмет, хранящийся в кладовой, ему гораздо легче найти большой предмет, чем маленький, гораздо легче найти предмет огненно-красного цвета, чем нейтрального оттенка. Это верно независимо от того, хранятся ли товары аккуратно и систематично или небрежно и без лишних слов. Тщательное и упорядоченное хранение запасов, конечно, значительно облегчает поиск нужного товара, но размер и цвет делают саму вещь более заметной.

Частое напоминание или обращение к предмету не только помогает кладовщику ознакомиться с его местонахождением, но и увеличивает его размер и цвет, так как каждый раз, когда его выносят на улицу, к нему проявляется определённое внимание и интерес. Внимание определяется как "фокусировка сознания". Сознание может распространяться на множество объектов, подобно тому, как солнце распространяет свои лучи на бесчисленное множество вещей, или же оно может быть сфокусировано на каком-то конкретном объекте, подобно тому, как солнечные лучи могут быть сконцентрированы в одной точке с помощью стекла. Легко заметить, что степень внимания - это мера впечатления, производимого на наш подсознательный менталитет.

Психологи делят внимание на два класса - непроизвольное и добровольное. Непроизвольное внимание - это то, которое концентрируется с минимальным усилием, или, по-видимому, вообще без усилий со стороны Воли. Добровольное внимание - это то, которое концентрируется усилием Воли. У низших аниумалов и неразвитого человека добровольное внимание практически отсутствует, зато непроизвольное внимание работает в полную силу. Развитый человек проявляет высокую степень добровольного внимания, и способность развивать его является одним из главных отличий человека от низших животных, а степень добровольного внимания указывает на стадию развития человека. Многие люди едва ли продвинулись дальше границы добровольного внимания.

Непроизвольное внимание является врождённым правом низших животных и человека, в различной степени. Добровольное внимание - результат развития Воли. У низших животных, маленьких детей и неразвитого человека объект должен быть интересным, чтобы удерживать внимание более одного мгновения. Развитый человек способен усилием Воли направить своё внимание на неинтересный объект и удерживать его до тех пор, пока не передаст своему сознанию желаемое представление о нём. И точно так же он способен переключить своё внимание с более интересного объекта на тот, который скучен и неинтересен, - всё это силой своей Воли. Действительно, развитый человек почти в каждом объекте или предмете находит что-то интересное, что значительно облегчает концентрацию внимания, чем это было бы в случае неразвитого человека, который не видит ничего интересного в том же объекте или предмете. Развитый человек также обладает способностью отгораживаться от нежелательных предметов и объектов в поле своего внимания - в поле своего сознания. Для достижения этого результата он использует свою Волю, причём этот процесс аналогичен тому, как если бы он сосредоточил своё внимание на неинтересном объекте или предмете. Неразвитый человек, почти не обладающий волевым вниманием, находится почти во власти посторонних впечатлений и практически в положении ребёнка, который, глядя на проходящий цирковой парад, забывает на время себя, дом и родителей и следует за процессией, пока не потеряется.

Впечатления воспринимаются с помощью пяти органов чувств. Органы чувств можно разделить на два класса: прямые и косвенные. Прямые органы чувств - это те, которые непосредственно передают впечатления в мозг, и они известны как ощущение, вкус и обоняние. При использовании этих органов чувств человек вступает в контакт с объектом, производящим впечатление, причём этот контакт очевиден в случае ощущения и вкуса и менее очевиден, но не менее реален в случае обоняния, когда мельчайшие частицы, исходящие от объекта, вступают в контакт с обонятельными нервами. Непрямые органы чувств - это те, которые передают впечатления в мозг косвенно, и известны как Зрение и Слух: в этих случаях впечатления достигают мозга посредством света и звуковых волн, соответственно.

Впечатления, передаваемые прямыми органами чувств, нелегко вспоминаются памятью, в то время как впечатления, получаемые косвенными органами чувств, вспоминаются легко, и при разумной практике достигается очень высокая степень. Например, человек не может легко вспомнить точный вкус, запах или ощущение предмета, хотя он может отчётливо вспомнить действие и время принятия, обоняния и ощущения, а также все обстоятельства, связанные с этим. Но разум надёжно фиксирует впечатление от вкуса, запаха и ощущения, чтобы распознать его при повторном появлении. Этот навык распознавания может быть высоко культивирован или развит, как, например, у дегустаторов чая, знатоков вин, сортировщиков шерсти и т. д., у которых чувства вкуса, запаха и ощущения сильно развиты, а память о предыдущих впечатлениях легко вспоминается в мельчайших деталях, как только новое впечатление доходит до мозга. Однако трудно вспомнить прежнее впечатление от вкуса, запаха или ощущения усилием мысли, чтобы оно казалось реальным. Исключение составляют некоторые писатели, которые рассказывают о некоторых гурманах, эпикурейцах, знатоках вин и т. д., которые усилием воображения и памяти могут вызвать в памяти отчётливые впечатления от вкуса любимого блюда или вина. Гипнотизируемые субъекты также, по-видимому, получают такие впечатления путём внушения. Но, вообще говоря, трудно представить себе вкус, запах или прикосновение, как и вид или звук.

Но в случае с впечатлениями, полученными через органы зрения или слуха, трудностей такого рода не возникает, поскольку человек может не только вспомнить происшедшее, но и легко представить себе вид или услышать звук с помощью воображения, которому помогает память. У некоторых эта способность сильно развита, и они могут мысленно представлять вид или слышать звуки почти так же отчётливо, как в оригинале. Примером тому служат художники и музыканты.

Легко заметить, что в культивировании памяти приобретение ясных и отчётливых впечатлений является наиболее важной чертой. Если нет ничего, что можно было бы вспомнить, от памяти нет никакой пользы. Когда вы вспомните нашу иллюстрацию ментального склада с его разнообразными и разнородными запасами всех размеров, форм и цветов, вы легко поймёте, как важно, чтобы ваши ментальные пакеты и посылки были такого размера, формы и цвета, чтобы их можно было легко увидеть и найти, когда они вам понадобятся.

Не только органы чувств должны быть обучены быстро и чётко фиксировать впечатления извне, чтобы их можно было легко вспомнить, но и ум должен быть обучен направлять своё внимание и интерес на свою работу, чтобы мысли и ментальные процессы можно было вспомнить, когда это необходимо. Приобретение впечатлений часто происходит по двум или более линиям. Например, при чтении печатной страницы глаз фиксирует впечатление от слов, предложений, абзацев и страницы, в то же время другие способности ума получают впечатление от мыслей и смыслов автора; впечатление от мыслей и идей читателя; вывод, к которому приходит читатель после переваривания и усвоения рассуждений автора смешивая то же самое со знаниями, информацией и мнениями, уже хранящимися в его уме. И все эти впечатления могут быть вызваны в памяти, в зависимости от степени развития способности к запоминанию у конкретного человека.

Культивирование внимания и интереса дало почти чудесные результаты во многих известных случаях, и каждый может с небольшой практикой приобрести мастерство в этих областях, которое будет столь же удивительным для него самого, сколь и поразительным для его друзей.

Робер Гудини, знаменитый французский фокусник, чьи лучшие трюки в значительной степени зависели от его быстрой и правильной наблюдательности и чудесной памяти, годами тщательной практики развил в себе способность к быстрому наблюдению и вниманию, а также память. О нём рассказывают, что в ранней юности он быстро проходил мимо парижского магазина, бросив один острый, быстрый взгляд на витрину, затем переводил глаза в другую сторону. Пройдя несколько минут, он останавливался и с карандашом и бумагой старался вспомнить и описать как можно больше предметов. Он обнаружил, что постоянная практика настолько обострила его способность к вниманию и наблюдению, что с каждым днём он вспоминал всё большее количество предметов, выставленных на витринах, что объяснялось тем, что он неуклонно развивал способности, которые получают и сохраняют впечатления, а также те, которые их вспоминают. Говорят, что со временем он мог промчаться мимо витрины большого магазина, заполненной мелким товаром, и получить такое полное, ясное и чёткое впечатление от выставленных предметов, что спустя несколько часов мог вспомнить и описать каждый предмет с точностью до ошибки. Это развитие сделало Гудини тем, кем он был, и помогло ему сколотить состояние. Его ум, очевидно, стал похож на фотопластинку и регистрировал всё, что попадало в поле зрения, и всё, что ему оставалось делать, - это вспоминать впечатления и называть предметы так, как он видел их своим мысленным взором.

Рудиан Киплинг в своём восхитительном рассказе "Ким" описывает аналогичную процедуру. Старый учитель Лурган Сахиб готовил мальчика к секретной службе, в которой быстрое и ясное видение означает успех, а возможно, и саму жизнь. Старик достал из ящика горсть драгоценностей, камней и т. д. и велел Киму смотреть на них столько, сколько тот пожелает, а потом посмотреть, что он сможет запомнить из увиденного. Там же находится туземный мальчик, которого уже некоторое время обучают подобным приёмам. Ким наклонился над подносом и вгляделся в пятнадцать драгоценностей на нём. Он подумал: это лёгкая игра. Поднос закрыли, и туземец торопливо записал на листе бумаги свои воспоминания. "Под бумагой пять синих камней, один большой, один поменьше и три маленьких, - торопливо сказал Ким. Потом четыре зелёных камня и один с дыркой; потом один жёлтый камень, сквозь который я могу видеть, и один, похожий на трубку. Есть два красных камня, и - я насчитал пятнадцать, но два я забыл. Нет! Дайте мне время. Один был из слоновой кости, маленький и коричневатый, и - дайте мне время". "Но Ким не мог сделать ничего лучше». "Слушай мой счёт, - кричал туземец, - сначала два сапфира, один из двух рутти, другой из четырёх, как мне кажется. Сапфир с четырьмя руттеями сколот по краю. Есть одна туркестанская бирюза, гладкая с зелёными прожилками, и две надписи - одна с именем Бога в позолоте, а другая с трещиной поперёк, так как она вышла из старого кольца, я не могу прочитать. Теперь у нас есть пять голубых камней, четыре пламенных изумруда, но один просверлен в двух местах, а другой немного вырезан. Их вес, - бесстрастно произнёс Лурган Сахиб. Три-пять-пять и четыре рутти, как я считаю. Есть один кусок старого зеленоватого янтаря и дешёвый огранённый топаз из Европы. Есть один рубин из Бирмы, один из двух руттов без изъяна. И рубин из Балласа, с изъяном, из двух руттези. Есть резная слоновая кость из Китая, изображающая крысу, сосущую яйцо; и последний - ах-ха, - хрустальный шар размером с фасоль, оправленный в сусальное золото! Он хлопал в ладоши в конце! Ким чувствует себя оскорблённым превосходством местного мальчика. "Но как это делается?" - спрашивает Ким. "Путём многократного повторения, пока не получится идеально - ведь это стоит того, чтобы делать". Я советую вам прочитать эту книгу (а она полна хороших советов), и посмотреть, как Ким воспользовался наставлениями старого мастера. Эта игра, так графично изображённая мастером описания Киплингом, любима восточными людьми, многие из которых достигают в ней большого мастерства, как Гудини в своей форме той же игры. И каждый из вас может сделать то же самое, если найдёт время и желание, чтобы овладеть этим "умением".

Об одном известном художнике рассказывают, что во время первой встречи с натурщиком он часто сидел, глядя на него, по часу, а затем отстранял его, говоря, чтобы тот не возвращался. Он работал над портретом месяцами, не приходя больше на работу, время от времени глядя на пустой стул своего натурщика, а затем воспроизводил его черты на холсте. Он говорил, что действительно видит свою модель в кресле, и это впечатление, очевидно, неизгладимо отпечаталось в его памяти. Это, конечно, крайний пример, но другие художники развили в себе ту же способность в не менее удивительной степени.

У китайцев для каждого слова есть своя буква или слово-знак, и китайский учёный без всякого труда носит в уме тысячи таких слов-знаков. Наши дети делают то же самое в меньшем масштабе благодаря новой системе чтения, которая сейчас в моде в наших школах. Когда мы, их родители, учились читать, мы сначала начинали произносить слово по буквам, прежде чем могли его понять, и проходило много времени, прежде чем мы достигали "Con-stan-ti-no-ple", но теперь наших малышей учат форме или общему виду слова, вместо отдельных букв или звуков, и для них "Constantinople" читается так же легко, как "Cat" (а "Cat», и так же трудно пишется, как "Constantinople", иногда).

Аналогичные результаты зафиксированы и у музыкантов, многие из которых смогли воспроизвести страницу за страницей музыки, которую они слышали всего один или два раза. Говорят, что один знаменитый композитор, будучи ещё мальчиком, слушал торжественную мессу, которую пели в монастыре. Вернувшись в свою комнату, он воспроизвёл всю мессу на бумаге, не допустив ни одной ошибки. Монахи были удивлены, восхищаясь этим замечательным подвигом. Более мелкие подвиги по запоминанию музыки - не редкость. И заметьте, не только способность к запоминанию делает эти вещи возможными, но и развитая способность видеть и слышать всё ясно и отчётливо.

В наши дни живут евреи, которые могут повторить наизусть, начиная с любого слова, весь Талмуд, который сам по себе является библиотекой. Лиланд рассказывает историю об индусе, совершенно не понимавшем по-английски, который, когда ему прочитали пятьдесят строк из "Потерянного рая", точно повторил их по звуку, а затем повторил их задом наперёд. В прежние времена, когда книги стоили дорого, люди зависели от своей памяти, и у многих развилась память, которую сейчас сочли бы чудесной, но тогда она была совершенно обычной вещью, которой обладали все, кто хоть как-то претендовал на учёбу. В XIII и XIV веках студенты тысячами стекались в университеты. Книги были скудными и дорогими, а древний обычай заучивать наизусть целые произведения всё ещё преобладал. Шлиман в своём "Илиосе" рассказывает, что его память изначально была плохой, но он так улучшил её благодаря несгибаемой воле и упорному труду, что в конце концов каждые полгода изучал новый язык, чтобы писать и говорить на нём в совершенстве. И всё это время он зарабатывал состояние в оптовом бакалейном бизнесе.

Японские дети, прежде чем начать читать, не менее двух лет изучают только буквы или знаки. Это гораздо труднее, чем в наших школах, и предполагает только тренировку памяти. Такое обучение дало японцам удивительную память. Один из их писателей, Хирата Ацутанэ, составил большой труд о мифах и легендах своей страны, и, как говорят, первые три томов текста и несколько томов введения он написал, не ссылаясь ни на одну книгу, из которой черпал информацию.

Про Гроция и Паскаля говорят, что они не забыли ничего из того, что когда-либо читали или думали. Кардина Меццофантий, который, как говорят, овладел более чем сотней различных языков, утверждает, что он никогда не забывал ни одного слова, которое когда-то выучил. Существует история о старом деревенском могильщике, который в течение тридцати пяти лет помнил день всех похорон в церкви, возраст покойного и имена тех, кто присутствовал на похоронах.

Сенека мог повторить две тысячи несвязанных слов, услышав их один раз, в том же порядке, в каком они были произнесены, просто благодаря своей природной способности к запоминанию. Его друг, Портей Лаций, никогда не забывал ни одной из произнесённых им речей, и никогда его память не подводила ни на одно слово. Киний, посол к римлянам от царя Пирра, за один день выучил имена собравшихся людей так хорошо, что на следующий день он мог приветствовать сенат и народ, каждого по своему имени. Плиний говорит, что Киний знал имя каждого солдата в своей армии. Франциск Луарес мог повторить все произведения святого Августина, делая цитаты и указывая номер страницы и строку, где их можно найти. Фемистокл мог назвать по именам 20 000 граждан Афин. Мурет рассказывает о молодом корсиканском ученике, который мог повторить задом и передом 36 000 несвязанных слов, услышав их лишь однажды. Он говорил, что может и лучше, но люди, которые ему читали, изнемогали. На эту Корсику приехал молодой человек, у которого была плохая память. Корсикаец обучал его с таким успехом, что через неделю или две ученик мог повторить пятьсот слов, вперёд и назад.

Маглиабечий, великий флорентийский библиофил, обладал удивительной памятью на книги и библиотеки. Он знал местонахождение, полку и номер каждой книги в своей великой библиотеке, а также в других великих библиотеках мира. Однажды великий герцог Тосканский спросил его, где он может найти экземпляр некой редкой книги, и тот ответил, что существует только один экземпляр, и этот экземпляр находится "в библиотеке великого синьора в Константинополе, на семнадцатой полке третьего ящика справа от входа". Иосиф Скалигей менее чем за месяц выучил наизусть "Илиаду" и "Одиссею", а за три месяца овладел всем списком греческих поэтов и запомнил их. Говорят, что этот человек часто жаловался на свою плохую память!

Практикой можно развить силу концентрации и внимания как в отношении мыслей, так и в отношении других вещей. В каждом случае действует одно и то же правило и причина. В последующих главах мы рассмотрим этот этап темы. Но сначала наше внимание будет направлено на развитие способности получать впечатления через органы чувств - Зрение и Слух.

Глава IV. Восприятие и память

Было хорошо сказано, что "глаза - это окна души", и это несомненно верно, что через эти окна ум получает наибольшее количество впечатлений, и эти впечатления очень хорошего качества. И можно заметить, что тема культура памяти, возможно, более тесно связана с обучением ума правильно регистрировать впечатления, получаемые через глаза, чем культивирование любого другого органа чувств.

Мы не можем слишком настойчиво убеждать нашего читателя в жизненной важности тренировки глаз для получения правильных впечатлений ясно и отчётливо. Такое обучение и последующее развитие принесёт пользу мужчине или женщине в любой сфере жизни, в любой профессии, бизнесе или ремесле. Не только художник или скульптор нуждается в помощи тренированного глаза, но и каждый ремесленник, бизнесмен или профессионал, который не развивался в этом направлении, каждый день страдает от своей небрежности.

Художник не может воспроизвести картину, если он не наблюдает правильно и писатель не может описать сцены, людей или характеры, если он не обладает острой способностью наблюдения; ремесленник не нуждается в том, чтобы кто-то говорил ему о важности видения вещей. Нет такого занятия, в котором бы не было пользы от тренированной наблюдательности.

Культивируя искусство восприятия, человек очень существенно пополняет свой информационный фонд и получает удовольствие. Например, в путешествиях многие люди упускают много лучших пейзажей, много объектов, представляющих наибольший интерес, из-за того, что не замечают их - они возвращаются и читают труды путешественников, описывающие то же самое место, и поражаются богатству описания, в то время как они видели так мало. И многие пропускают лучшие части книги из-за невнимательного чтения.

Индеец и житель глубинки заметит сломанную ветку, развёрнутый лист, отпечаток ноги там, где неподготовленный наблюдатель не увидит ничего необычного.

Мы помним, что где-то читали о торговце, над которым смеялись за то, что он держит в качестве закупщика невежественного человека. Он ответил, что это правда, что он пишет хуже, чем Джош Биллингс, что его грамматики достаточно, чтобы заставить Линдли Мюррея перевернуться в гробу, что он никогда не читал работы известного автора, но он знает, как ВИДЕТЬ вещи, он покупает товары на тысячи долларов каждый год для торговца и никогда не знал, чтобы сделать ошибку или не отметить дефект или неприятную особенность в товаре. Этот человек культивировал способность к восприятию и использовал её в полной мере.

Очень немногие из нас замечают детали самых обычных предметов. Многие ли из вас знают, как расположены уши коровы: выше, ниже, позади или впереди рогов? Многие ли могут сказать, спускается ли кошка с дерева головой или хвостом вперёд. Многие ли знают, поднимаются ли коровы и лошади сначала передними или задними ногами, или у обоих животных одинаковая привычка подниматься? Многие ли знают, как цифра "четыре" отображается на циферблате часов - большинство из вас скажут IV - посмотрите на свои часы.

Выдающийся учёный Агасси добился удивительного успеха в обучении своих учеников наблюдению. Высокотренированные способности к восприятию, которые он развивал в них, несомненно, в значительной степени способствовали успеху большого числа его учеников, которые в последующие годы сделали себе имена и место. О нём рассказывают, что однажды один из его любимых учеников попросил о дополнительном обучении в этом направлении. Агасси вручил ему банку с рыбой и велел внимательно изучить её и позже доложить, что он заметил в рыбе. Ученик уже видел такую же рыбу раньше и не мог понять, почему профессор дал ему такое пустяковое задание. Он присмотрелся к образцам, но ничего интересного не увидел. Он не смог найти профессора и, к своему отвращению, был вынужден оставаться с надоевшей рыбой в течение нескольких часов. Через некоторое время, чтобы разбавить монотонность, он достал рыбу из банки и начал рисовать её фигуру. Это было достаточно легко, пока он не начал заполнять детали. Тогда он сделал интересное открытие, что у рыбы нет век, а также несколько новых для него моментов.

Когда Агасси вернулся, он был разочарован тем, что студент так мало узнал о рыбе, и сказал ему, чтобы он попробовал ещё. Ученик, обнаружив, что никакого выхода нет, начал работать всерьёз, помня о пометке Агассиса, что "карандаш - лучший из глаз". Он начал проявлять всё больше и больше интереса в этой рыбе и очень увлёкся заданием. Профессор время от времени заходил к нему, узнавал о новых открытиях студента, но почти ничего не говорил. Он продержал студента за работой над одной и той же рыбой три долгих дня, и студент очень удивлялся тому, что он так мало видел раньше: там, где нужно было увидеть и отметить так много. Через много лет после этого студент сделал себе имя и часто рассказывал эту историю, отмечая, что урок, полученный при изучении этой рыбы, распространился на детали каждого последующего исследования, и что полученный таким образом опыт имеет для него неоценимое значение. Про Агасси говорят, что он мог прочитать популярную лекцию о таком млекопитающем, как кузнечик, и сделать её настолько интересной, что слушатели были увлечены, как если бы они наблюдали за спектаклем.

Говорят, что в Лондоне есть места, где молодых воришек обучают искусству быстрого и внимательного наблюдения. Профессор, обучающий юных воришек, кладёт в руку несколько мелких предметов, таких как ключ, пуговица, монета, кольцо и т. д. На мгновение он раскрывает руку перед своим классом, который должен не только назвать увиденные предметы, но и описать их. Затем в предмет вносятся изменения, и ученик должен сразу же обнаружить подменённый предмет. Этих учеников после курса обучения отправляют на улицу в качестве нищих. Они стараются заглянуть в офисы, комнаты, дома и т. д. и отметить любой ценный предмет в пределах видимости, его расположение, двери, замки и т. д. и т. п. Они докладывают в штаб-квартиру, и если перспективы хорошие, то грабитель идёт на дело.

Вышеописанное напоминает метод, используемый для обучения "Кима", о котором рассказывалось в предыдущей главе. Читатели увлекательных рассказов Конан Дойла "Шерлок Холмс" вспомнят о чудесных способностях восприятия, которыми обладал этот сыщик-любитель, и о результатах, достигнутых благодаря этому. Азартные игроки - внимательные наблюдатели, и часто могут определить, какую карту держит их соперник, по выражению его лица, хотя соперник может и не знать, что выдаёт себя.

У итальянцев есть игра под названием "Морра", которая очень нравится их мальчикам и которая при регулярной игре делает их наблюдательными, как лисы. В неё играют два мальчика, и она состоит в том, что оба одновременно выбрасывают любое количество пальцев, и каждый игрок как можно быстрее называет количество пальцев, показанных другим. Мы заметили разновидность этой игры, в которую играют итальянские газетчики в Чикаго в ожидании своих газет. Один из них ждёт, пока не привлечёт внимание другого мальчика, а затем внезапно выбрасывает кулак с одним или несколькими показанными пальцами и кричит "Морра". Другой мальчик должен немедленно назвать количество пальцев, иначе он получит по голове звучный удар свёрнутой газетой в руке другого мальчика. Котур, великий учитель рисования, велел своим ученикам на мгновение опустить глаза на прохожих на улице, а затем попытаться их нарисовать. После практики этот план увенчался успехом. Сначала отчётливо прорисовывались только шляпа, рука или нога, но через некоторое время получалась вся фигура во всех её деталях. В Школе дизайна в Санкт-Петербурге учеников учат изучать объект в течение десяти минут, а затем, когда объект убран, приступают к его рисованию. Варни, знаменитый педагог, помещал объект для рисования в одной комнате, а ученики работали в другой, позволяя им, время от времени отходить, чтобы взглянуть на объект.

Французский художник Гарбиелли написал выразительный портрет Джеймса Гордона Беннета, которого он видел всего один раз, когда тот проезжал мимо в карете. Одна из самых выразительных картин Линкольна, которые мы когда-либо видели, была написана талантливым, но практически неизвестным художником из Нью-Джерси, который был самым горячим поклонником великого президента, которого он видел всего один раз. Художник был настолько потрясён известием об убийстве своего кумира, что в поисках утешения прильнул к мольберту и воспроизвёл черты убитого президента полностью по памяти. Много лет назад, около 1845 года, старая Академия изящных искусств в Филадельфии была уничтожена пожаром, и среди прочих ценных картин тогда погибла картина Мурильо "Римская дочь". Почти тридцать пять лет спустя Сартайн нарисовал эту картину по памяти. В 1805 году французские войска унесли картину Рубенса, которая служила алтарной частью в церкви Святого Петра в Кельне. Местный художник, большой поклонник картины, сделал по памяти копию, которая кажется абсолютно совершенной по рисунку, деталям и цвету. Впоследствии оригинал картины был отреставрирован, а копия сравнена с ним, но при ближайшем рассмотрении не обнаруживается никакой ощутимой разницы между ними. В одном из ведущих отелей большого города есть официант, который принимает шляпы у гостей, когда они входят в столовую. Он может определить владельцев сотен шляп, не допустив ни единой ошибки, ассоциируя лицо владельца со шляпой и вспоминая его по зрительной памяти. "Я кладу лицо под шляпу, и тогда я знаю, чья это шляпа говорит он, и когда каждый гость покидает номер, ему вручают его личную шляпу". Многие владельцы отелей помнят имена тысяч постояльцев.

Рассказывают историю о Стивенсе, бывшем полицейском чиновнике Нью-Йорка, который хотел выяснить характер человека, занимавшего комнату, которую он держал закрытой от посторонних. Однажды Стивенс постучал, и дверь на мгновение приоткрылась на несколько дюймов. Острый глаз Стивенса в это мгновение охватил всё содержимое комнаты. Он увидел висящие повсюду костюмы разных оттенков и узнал среди них определённые костюмы, которые носил в качестве маскировки человек, которого он "разыскивал». Последовал арест, и этот человек оказался известным преступником, которого разыскивала полиция всего континента. Один известный полицейский чиновник из Лондоне инструктирует новичков, проходящих по людной улице, смотреть по обе стороны от себя, заметив, что обычные люди смотрят в основном на правую руку.

Глаз, конечно, передаёт мозгу каждый луч света, проникающий в него, и считается, что каждое полученное впечатление слабо регистрируется. Но ум не в состоянии хранить и впоследствии вспоминать любые впечатления, кроме тех, которые являются результатом большего или меньшего интереса или внимания. Но мы можем так натренировать чувство видения, что впечатления будут восприниматься настолько ясно и отчётливо, что ум сочтёт за благо хранить их, чтобы их можно было вспомнить в случае необходимости, вместо того, чтобы сваливать их в кучу на помойке, где их почти невозможно найти, когда они нужны.

Очень немногие люди являются внимательными наблюдателями. Средний человек запоминает вещь в общих чертах - вспоминает, на что она похожа, - но детали отсутствуют. Вещь, вызывающая интерес, получает большую долю внимания, и регистрируется чёткое и полное впечатление. Примером действия интереса в этой связи может служить пример обычных мужчины и женщины, неторопливо идущих по улице. Мимо них проходит другая женщина, одетая в довольно привлекательное платье. Оба обращают на неё внимание. Мужчина помнит только то, что "на ней было что-то голубое" и то, что "её рукава выпирали ниже запястья и на ней была довольно большая шляпа". Если он запомнил это, то сделал всё правильно - многие мужчины не увидели бы рукавов, а остальное впечатление было бы туманным. Но женщина сможет сказать, что именно было надето на другой женщине – её талию и как она была отделана - фасон рукавов до мельчайших деталей; юбка, как она была порезана и из какого материала сшита; её качество и возможная стоимость; шляпка и её перья, шёлк и бархат; все мелкие детали стиля и т. д. Она могла бы описать подруге всё, что видела, а подруга могла бы увидеть всё это "в своём воображении". Итак, и мужчина, и женщина имели одинаково хорошие глаза - оба получили фотографическое впечатление о проходящей женщине и её нарядах, и всё же обратите внимание, какая разница в соответствующих наблюдениях двух людей! Чем вызваны эти различия? Просто в том, что интерес женщины лежал в плоскости одежды, и она тренировала своё внимание, чтобы сосредоточиться на таких вещах. У мужчины не было ни интереса, ни внимания. И всё же мужчина, вероятно, помнил, что у женщины были ярко-голубые глаза и пушистые золотистые волосы - то есть, если он был молодым человеком.

Но качество интереса можно натренировать и приобрести, а качество внимания последует за ним.

Вы, конечно, понимаете, что тренировать нужно не глаза, ведь любой здоровый глаз хорошо выполняет свою работу. Это та часть разума, которая "видит" через глаза, нуждается в уроках, которые вы собираетесь ей дать. Глаз - это камера, а ум - чувствительная пластина. Вы хотите развить в себе способность к наблюдению. Ваше желание вызывает у вас интерес к предмету и к деталям плана, и вы посвящаете ему всё своё внимание. Эти факторы важны - интерес и внимание - не забывайте о них. Но ум ленив, и потребуется время, терпение и практика, чтобы заставить его работать всерьёз. Чтобы запомнить предметы, сначала нужно увидеть их наглядно - чтобы ум зарегистрировал чёткое впечатление о них и бережно хранил их как ценные вещи. И единственный способ заставить ум делать это - тренировать его способность к наблюдению. Вещи, которые должны запечатлеться в сознании, должны наблюдаться внимательно и вдумчиво. Эта тренировка способности к наблюдению с лихвой окупит затраченное время и труд студента, а сама задача не будет утомительной или скучной, поскольку её выполнение сопровождается таким заметным улучшением и таким приятным характером, что студент почти забывает, что это задача, а не приятная серия экспериментов.

В следующей главе мы дадим вам ряд упражнений рассчитанных на развитие ваших способностей к наблюдению и призванных помочь вам "видеть" вещи ясно и внимательно. Эти упражнения полезны не только для тренировки памяти, но и дадут вам такие острые способности к наблюдению, что вы станете гораздо более ценным человеком для себя и других, чем когда-либо прежде. Для вас это будет либеральное образование по новым направлениям.

Глава V. Упражнения на восприятии глазами

Упражнение I

Одно из самых простых, но лучших упражнений в тренировке силы наблюдения состоит в правильном разглядывании фамильных объектов. Может показаться, что это очень просто, но после того как вы попробуете сделать это несколько раз, вы будете относиться к этому с большим уважением.

Начните с того, что положите перед собой какой-нибудь семейный предмет (лучше всего яркого цвета, так как яркие предметы легче запоминаются). Пусть это будет книга, графин или чернильница. Посмотрите на неё пристально, спокойно, но осознанно, в течение нескольких мгновений, пытаясь запечатлеть картину в своём сознании. Затем закройте глаза и постарайтесь вспомнить как можно больше об этом предмете. Постарайтесь вспомнить его форму, детали. Зафиксируйте всё это в своём сознании. Затем откройте глаза и посмотрите ещё раз, сколько деталей вы упустили в своей мысленной картине. Внимательно отметьте эти забытые моменты, затем снова закройте глаза и попытайтесь заново сформировать картинку. Затем откройте глаза и повторите всё сначала, повторяя до тех пор, пока вы не сможете сформировать идеальную мысленную картину объекта во всех её деталях. Немного практики - и вы достигнете удивительного мастерства в этом эксперименте, который доставит вам огромное удовольствие. Но не только то, что вы приобрели в этом эксперименте, но и предварительная подготовка, которую вы приобрели для более великих вещей, делает его «стоящим».

Упражнение II

После того как вы освоите упражнение I, возьмите один из тех же предметов, с которыми вы ознакомились, и, получив хорошее ментальное впечатление о нём, попробуйте нарисовать общую форму и такие детали, которые вы помните, карандашом на листе бумаги. Не стесняйтесь, потому что вы не художник. Мы не пытаемся сделать из вас художника и хотим лишь развить вашу наблюдательность и умение запоминать то, что вы уже видели. Возьмите что-нибудь лёгкое для первого раза и вы будете чувствовать себя менее обескураженными. Успех вашего рисунка будет зависеть не от его художественных достоинств, а от того, какое количество деталей и т. д. вы смогли запомнить достаточно хорошо, чтобы указать их на бумаге. Удивительно, как эти два упражнения развивают ваши способности к наблюдению и запоминанию. Через некоторое время вы сможете внимательно посмотреть на предмет и сделать грубый рисунок, показывающий все его основные моменты и детали.

Вы, конечно, понимаете, что рисунок сделан не с самого предмета, а с его мысленного изображения. После того как вы отметили все детали в своём мысленном представлении, взгляните на объект и посмотрите, что вы упустили. Затем повторите, как в упражнении I. В обоих этих упражнениях часто меняйте объекты - тем самым нарабатывая навык и давая уму приятную перемену.

Упражнение III

Начните замечать подробности предметов, вместо того чтобы наблюдать за ними в целом. Не пытайтесь "воспринять" сложный объект во всей его полноте одним взглядом, в самом начале. Это нужно оставить на будущее, когда вы будете развиваться дальше. Внимательно изучите детали каждой части объекта; закрепите их в своём сознании, а затем переходите к следующей части, и так далее.

⭐ Конец бесплатного фрагмента книги. Если Вы хотите прочитать её полностью - купите её! ⭐

А далее вас ждёт:

Введение 
Глава I. Хранилище подсознания 
Глава II. Внимание и концентрация 
Глава III. Приобретение впечатлений 
Глава IV. Восприятие и память 
Глава V. Упражнения на восприятии глазами 
Упражнение I 
Упражнение II 
Упражнение III 
Упражнение IV 
Упражнение V 
Упражнение VI 
Упражнение VII 
Упражнение IIX 
Упражнение IX 
Глава VI. Слуховое восприятие и память 
Глава VII. Упражнения на слуховое восприятие 
Упражнение I 
Упражнение I I 
Упражнение III 
Упражнение IV 
Упражнение V 
Упражнение VI 
Упражнение VII 
Упражнение IIX 
Глава VIII. Ассоциация 
Глава IX. Воспоминание, рецепция и узнавание 
Глава X. Общие принципы, касающиеся впечатлений 
Глава XI. Кумулятивная система памяти 
Глава XII. Система десяти вопросов 
Глава XIII. Память о цифрах, датах и ценах 

Даты 
Цены 
Фигуры 
Глава XIV. Память о месте 
Глава XV. Память на лица 
Глава XVI. Память на имена 
Глава XVII. Искусственные системы 

Напишите мне 
Свяжитесь со мной 
Об авторе 
Биография 
О переводчике 
Правила и учение Дома Камбо 
Читайте другие книги автора 

ИздательствоДом Камбо
АвторЙог Рамачарака (Уильям Уокер Аткинсон, Терон К. Дюмон)
ПереводчикМихаил Титов
Дата написания1903
Дата издания2024
Языкрусский
Кол-во страниц145
СерияБиблиотека эзотерики и экстрасенсорики
Отзывов нет
Меню
0Корзина
Товар добавлен в корзину!
Товар добавлен в список избранных
Профиль